Коммуникативная культура субъектов образовательного процесса как фактор повышения качества образования
Цель: определить место коммуникативной культуры в общей структуре профессиональной деятельности педагогаЗадачи: 1. Осмыслить значимость коммуникативной культуры как личностного компонента профессионального мастерства 2. Оказать содействие в развитии культуры педагогического общения 3. Оказать содействие в развитии культуры субъектов образовательного процесса.
Коммуникативная культура как компонент педагогической культуры «Ничего нет в мире драгоценней уз, соединяющих человека с человеком. Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму» Антуан де Сент - Экзюпери
Профессиональная культураКультура труда Культура производства Культура личности
Три функциональных уровняСоциотехнический (человек – техника) Соционормативный (человек – человек) Уровень значений и ценностей (человек – культура)
Профессионально-нравственная культура трудаПрофессионально-организационный блок (знание, умения, опыт, мастерство) Социально-нравственный блок (ценностные ориентации, нравственно-волевые качества)
Профессиональная культураЛичностная культура
Профессиональная культура педагога - Культура специалиста в определенной области знаний Культура личности, способной не только транслировать знания, но и создавать благоприятную, развивающую образовательную среду
Этапы формирования профессиональной культурыИнвариантный блок Становление с первых лет образования подрастающего поколения Расширение объема знаний, жизненного опыта Информационное общество
Этапы формирования профессиональной культурыСоциально-профессиональный блок Сфера трудовой деятельности Поисковая, творческая активность Проектная деятельность Повышение культуры образовательной, производственной, социально-бытовой среды
Этапы формирования профессиональной культурыСпециальный блок (профессиональная этика педагога) Моделирование общения с классом (прогностический этап) Организация общения (начальный этап) Управление ходом общения (педагогическое взаимодействие) Рефлексивный этап
Культура педагогического общенияУсловие успешности образовательного процесса и комфортности педагога в его профессиональной деятельности и как следствие повышение качества образования.
Становление профессиональной культуры педагога «Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть». Томас Мани
Профессиональная культура педагога Гуманистическая, педагогическая позиция Психолого-педагогическая компетентность Развитое педагогическое мышление
Приоритетные характеристики Образованность в сфере преподаваемого предмета Владение педтехнологиями Проявление творчества в деятельности Умение обосновать собственную педагогическую деятельность Способность к рефлексии, саморегуляции
Педагог – «фасилитатор» (поддерживающий)Эмпатия (способность сочувствовать, понимать ребенка) Принятие ребенка таким какой он есть Конгруэнтность (соответствие позиции воспитанников искренности, открытости) Креативность (способность к творчеству) Суггестивность (способность воздействовать на эмоциональную сферу) Терпимость, толерантность (принятие прав ребенка) Рефлексия (самоанализ, самоконтроль, самоосмысление)
Обучение, воспитание, развитие обучающихсяПерестройка личностной позиции Гуманизация образовательного процесса Внеурочные взаимодействия
Требования к профессиональной культуре педагога Компетентность предметной области Методологическая культура Совершенство в овладении методикой организации учебного процесса Широкий кругозор, духовное богатство, нравственный облик Принятие пространства детства и личности ребенка как ценности Психологические особенности личности
Содеятельность