* Проектная технология как способ развития исследовательской деятельности учащихся 900igr.net
* Изведав мучения жажды, я попробовал вырыть колодец, чтобы из него черпали воду и другие. Э. Сетон-Томпсон
* Новые педагогические технологии Технология коллективных способов обучения Проектная технология Интегральная технология Модульная технология
* Противоречия: репродукционные методики обучения делают значительную часть школьников неспособными к анализу, обобщению и самостоятельным выводам
* Авторитарная педагогика Аврелий Августин Фома Аквинский Иоганн Фридрих Гербарт Гуманистическая педагогика Ян Амос Коменский Иоганн Генрих Песталоцци К. Д.Ушинский Новаторская педагогика начала 20 века А. С. Макаренко В. А. Сухомлинский Новое педагогическое мышление: Педагогика сотрудничества: Ш. А. Амонашвили И. П. Волков Е. Н. Ильин В. Ф. Шаталов Идея развития Идея демократизации Идея вариативности Идея альтернативности Идея народности Идея открытости образования Идея непрерывности образования Идея дифференциации Идея гуманитаризации Идея гуманизации
*
* Принцип продуктивности познавательной деятельности источник проекта исходная точка конечная точка мир обыденной жизни цель, проблема, инициатива широкопонимаемый продукт способ достижения дидактической цели проект детальная разработка проблемы решение проблемы практический результат проект
* Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта
* Будьте любезны, в каком направлении мне идти? – спросила Алиса. - В известном тебе, - ответил Кот. - Оно мне не известно. - Значит, в неизвестном. Во всяком случае известно, что в известное время ты окажешься там или тут. Л. Кэрролл
* Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося
* Исследование и проект Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовать – значит, искать что-то неизвестное. Проектом может быть: Совокупность документов, необходимых для создания сооружения или изделия; Предварительный текст какого-либо документа; Какой - либо замысел или план.
* Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования): Изучение теоретического материала Освоение методики исследования Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования Сбор собственного экспериментального материала Обработка материала Обобщение, анализ, выводы Представление исследовательской работы Формулировка рабочей гипотезы
* Принципиальное отличие исследования от проектирования Исследование – процесс поиска неизвестного. Чаще всего используется во внеурочной деятельности с учащимися. Проект – всегда решение какой-то практической задачи. Используется как на уроке, так и во внеурочной деятельности с учащимися.
* диагностика уровня обученности учащихся, уровня критического мышления учащихся разработка программ по курсу с разработкой тематических полей проектов рефлексивный характер обучения создание условий для включения учащихся в деятельность организация рефлексивно- дифференци- рованных заданий принцип самостоятельного выбора ученика работа с тестами разработки учащихся
* Новизна в системе работы Мотивация развития критического мышления и исследовательских умений учащихся Организация самостоятельной работы учащихся в течение всего периода обучения Фасилитация педагога Создание ситуации успеха Организация «социальной практики» учащихся старших классов Формирование ключевых компетентностей личности Уважение к детской индивидуальности, признание права ребенка идти «своим» путем –настолько укрепляет идею свободы в современной педагогике, что вне ее нельзя и мыслить воспитания», профессор, протоиерей В. Зеньковский. Организация рефлексии учащихся Готовность к разрешению проблем Технологическая компетентность Готовность к самообразованию Готовность к использованию информационных ресурсов Коммуника-тивная компетент-ность
* Основные типы творческих работ учащихся Реферативные Сбор и представление информации по избранной теме Экспериментальные Постановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях Проектные Достижение и описание заранее спланированного результата Описательные Фиксация результата сбора данных по определенной методике Исследовательские Выводы о характере исследуемых явлений на основе собранных и обработанных данных
* Проект гипотетической территории
* Проект гипотетической территории острова Диск. Работа учащихся 7 класса
*
*
*
*
*
* Проблема исследования Великая проблема подобна драгоценному камню. Тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его. Фридрих Ницше
* Проблема исследования Познание начинается с удивления тому, что обыденно. Платон
* Источники проблемы на поисковом этапе между известным и неизвестным; между знаниями и умениями; между сложностью задачи и наличием способа ее решения; между потребностями и возможностями их реализации базовые дидактические противоречия когда требуется установить сходства и различия, когда важно установить причинно-следственные связи, когда необходимо обосновать выбор, когда требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями, когда стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения. Противоречия:
* Проблемы, волнующие учащихся, и темы проектов
ВЫБОР ТЕМЫ Глобальное потепление или похолодание? Сколько нужно для счастья? Здоровье – личное дело каждого? Особенности создания видеоклипа Парабола вокруг нас Влияние электромагнитных колебаний на человека Особенности женской и мужской речи Государственные праздники как отражение политического режима С чего начинается Родина? Определение свежести и калорийности мяса химическими методами *
Содержание Введение Глава 1. Природные условия сравниваемых районов. Исследование и оценка состояния районов 1.1.Задачи, методы и структура исследования 1.2. Географическое положение Рачейского бора и Когалымского региона 1.3. Рельеф и геологическое строение районов 1.4. Климат сравниваемых районов 1.5. Почвы Рачейского бора и Когалымского региона Глава 2. Флора рассматриваемых районов. 2. 1. Сравнительный анализ флоры рассматриваемых районов 2. 2. Бореальные виды Глава 3. Растительные сообщества (фитоценозы) рассматриваемых районов Выводы Список литературы Приложение * Тема: «Сосна как ценозообразующий фактор на примере сравнения боров средней полосы России и Западной Сибири».
* Выяснить, почему на деревьях весной появляются почки Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов: Выявить… Определить… Изучить… Определить, кто зажигает звезды Выявить, почему самолет оставляет след
* Примерные формулировки целей проектов обычно начинаются со слов: Разработать… Создать Выполнить…
* Постановка задач Задачи описывают основные шаги исследования или проекта Постановка гипотезы Предположим - тогда; допустим; возможно; что, если - то…
* Критерии исследовательских умений учащихся Умение видеть проблемы; Умение ставить вопросы; Умение выдвигать гипотезы; Умение давать определение понятиям; Умение классифицировать; Умение наблюдать; Умения и навыки проведения экспериментов; Умение делать выводы и умозаключения; Умение структурировать материал; Умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
* Освоение методики Экспедици-онные исследования Обработка данных Представле-ние результатов Теоретичес-кие курсы Годовой цикл развития исследовательской деятельности учащихся Январь Апрель Июль Октябрь Декабрь
* Развитие авторской позиции юного исследователя Теоретичес-кие курсы Освоение методики Экспедици-онные исследования Обработка данных Представле-ние результатов Выбор темы и задачи, формулировка гипотезы Анализ результатов и выводы Выбор объекта С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а у ч а щ и х с я Создание теоретической базы Подбор методики под задачу Составление плана работ Подбор методики обработки Составление плана презентации К о н с у л ь т а ц и о н н а я р а б о т а р у к о в о д и т е л я
* Формы организации исследовательской деятельности учащихся Включение элементов исследования в урок: работа с литературой, проектирование. Групповые и индивидуальные занятия по выбору Практические занятия (экскурсия, лабораторный практикум) Исследовательская (творческая) экспедиция Научно-практическая конференция (конкурс, фестиваль):защита научно-исследовательских работ, проектов.
* Методика Э. де Боно Порядок в «кладовой своих мыслей» Проявление эмоций БЕЛАЯ ШЛЯПА ЧЕРНАЯ ШЛЯПА Отделение логики от эмоций КРАСНАЯ ШЛЯПА Информация в виде цифр и фактов ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА Высказывание отрицательного Оптимистичное решение проблемы Творчество, поиск нового решения ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА Организация мышления СИНЯЯ ШЛЯПА
* Рефлексия Reflexio (лат.) - отражение, обращение назад Функции рефлексии в процессе проектирования: - проблематизация, - концептуализация, - перенормирование деятельности, - самоопределение в проектном поле, - установление собственных границ знания, умения, опыта
* researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Публикуются статьи по методологии, методике и практике исследовательской деятельности учащихся, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие Интернет-ресурсы. vernadsky.info - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Организована система on-line представления работ на конкурс, каждый посетитель сайта может стать участником проекта. www.issl.dnttm.ru - сайт журнала «Исследовательская работа школьника». www.konkurs.dnttm.ru - сайт-обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. www.news.redu.ru - сайт подписки на рассылку новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям в рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся. Интернет-ресурсы по тематике исследовательской деятельности
* Благодарю за внимание!