Исследовательская деятельность обучающихся в школе. Автор: Смирнова Светлана Викторовна 900igr.net
Исследовательская деятельность обучающихся Исследовательская деятельность- образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя.
Проектная деятельность обучающихся Это совместная учебно- познавательная. Творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель. Согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Проектно- исследовательская деятельность Это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования,определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Современное понимание смысла исследовательской деятельности обучающихся Исследовательская деятельность как инструмент повышения качества образования.
Развитие субъект- субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности *Отсутствие готовых эталонов знания требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации *Ситуация передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику *Расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности
Главные особенности исследовательской деятельности обучающихся *Ценностно- смысловая направленность на выяснение истины, использование проектного метода, как средства организации деятельности *широкое привлечение традиций и образцов, выработанных в сфере науки
Этапы исследовательской деятельности *Изучение теоретического материала *Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования *Формулировка рабочей гипотезы *Освоение методики исследования *Сбор собственного экспериментального материала *Обработка материала *Обобщение, анализ, выводы *Представление исследовательской работы
Типы обучения Цель ЗУН Компетенции Субъектность Средство ЗУН Компетенции Методика ЗУН Тип обучения Репродуктивное Продуктивное Исследовательское
Учебно-исследовательская и научно- исследовательская деятельность Вид Цель Средство Учебная деятельность Передача заданного объема ЗУН Технологизация учебного процесса Научно- исследовательская деятельность Получение объективного нового знания Повышение научного потенциала исследования Учебно- исследовательская деятельность Развитие и обучение учащихся Моделирование процесса получения новых знаний
Представление исследований Тезисы Научная статья Устный доклад Диссертация Монография Популярная статья
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы
Учебный проект или исследования с точки зрения учителя Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся
Исследовательская деятельность учит: Презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.); Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; Практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых ситуациях; Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Исследовательская деятельность учит: Проблематизации ( рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; Самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); Представлению результатов своей деятельности и хода работы;
Для обучающихся в начальной школе Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним Проблема проекта или исследования,обеспечивающая мотивацию вклбчения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находтится в зоне ближайшего развития
Для обучающихся в основной школе Темы детских работ выбираются из любой содержательной области(предметной, межпредметной, внепредметной) Проблемы- близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений
Для обучающихся в старшей школе Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находится в области их сомоопределения
Оценивание успешности обучающегося в выполнении исследования Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; Количество новой информации, использованной для выполнения проекта; Степень осмысления использованной информации; Уровень сложности и степень владения использованными методиками.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении исследования Оригинальность идеи, способа решения проблемы; Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности; Владение рефлексией; Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов
Класссификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук Проблемно-реферативные- творческие работы,написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку проблемы
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных нак Экспериментальные- творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук Натуралистические описательные- творческие аботы, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования.
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук Исследовательские- творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата. Который могут дать исследования
Элементы исследовательской деятельности Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Элементы исследовательской деятельности Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус. Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов
Элементы исследовательской деятельности Мыследеятельностные: выдвижение идеи ( мозговой штурм),проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия
Элементы исследовательской деятельности Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе.
Элементы исследовательской деятельности Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственного эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности http://www.issl.dnttm.ru/- сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день. http://www/konkurs.dnttm.ru/- обзор исследовательских и научно- практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности http://www.1553.ru/-сайт лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы городской экспериментальной площадки «разработки модели организации образовательного процесса на основе учебно- исследовательской деятельности учащихся». До 50 посещений в день. http://www.vernadsky.dnttm.ru/-сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу. Рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В.И. Вернадского.
Интернет- ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятеьности http://schools.keldysh.ru/labmro-методический сайт лаборатории методики и информационный поддержки развития образования МИОО http://www.educom.ru/ru/documents/archive/www.researcher.ru- Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно- технического творчества молодежи МГДД (Ю)т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико- технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся . Ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников. Организованы сетевые проекты. Даются ссылки на другие интернет- ресурсы. До 250 посещений в день.