Использование ИКТ в деятельности учителя технологии Автор: Суслова Надежда Викторовна,учитель технологии МОУ «Средняя школа №4» г. Кольчугино Владимирской области,руководитель МО учителей технологии Кольчугинского района
Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?
Выпускник современной школы должен уметь самостоятельно активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В связи с этим одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Это совершенно новое направление в школьной педагогике.
ИКТ позволяют решать следующие дидактические задачи: Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;Повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;Индивидуализация работы самого учителя;Усиление мотивации к обучению;Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;Изменение контроля за деятельностью учащихся, обеспечение гибкости процесса обучения;Формирование у учащихся рефлексии своей деятельности.
Преимущества урока с использованием ИКТ: Индивидуализация обучения; Повышение познавательной активности и мотивации;Интенсификация самостоятельной работы учащихся;Расширение информационных потоков при использовании Internet;Освоение учащимися современных информационных технологий; Рост объёма выполненных на уроке заданий; Объективность и своевременность результатов теста;Ориентация учения на успех.
Информационно-коммуникационные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУНПри этом компьютер выполняет следующие функции: 1. Учителя:источник учебной информации; наглядное пособие; тренажер; средство диагностики и контроля; 2. Рабочего инструмента:средство подготовки текстов, их хранение; графический редактор; средство подготовки выступлений; вычислительная машина больших возможностей; 3. Объект обучения; 4. Сотрудничающего коллектива.
Дистанционное обучение Одна из главных возможностей применения Интернет в образовании - это использование его ресурсов в качестве инструмента активизации творческого потенциала учителя и ученика. Для учителя – позволяет пойти курсы повышения квалификации по заинтересовавшей его теме на базе выбранного им образовательного учреждения (города, область, России, мира) без отрыва от производства с получением индивидуальных консультаций «не выходя из дома», а так же самообразование с использованием ресурсов Интернет (образовательные порталы, методические и дидактические копилки…)Для обучающегося – позволяет пройти курсы по заинтересовавшей его теме на базе выбранного им образовательного учреждения (города, область, России, мира) без выезда в место расположения образовательного учреждения с получением индивидуальных консультаций «не выходя из дома», а так же самообразование с использованием ресурсов Интернет (образовательные порталы, электронные On-Line учебники, Интернет-библиотеки…)
Локальное тестирование может применяться как промежуточный контроль при изучении отдельно взятой темы, так и для итогового контроля при изучении раздела или курса по предмету. Тесты могут быть составлены учителем и применяться по его усмотрению. Существуют уже готовые тестыТестирование с применением ресурсов Интернет. Тесты составляются и апробируются по всем правилам тестовых технологий. Проверка происходит в режиме реального времени (On-Line) и результаты сразу могут передаваться в центр сбора данных.Преимущества компьютерного тестирования – оперативность выставления оценки и ее объективность.
Локальное тестирование Основное содержание диска - готовые к печати бланки тестов по профориентации и других тестов интеллекта, структуры личности, темперамента. Прежде чем начинать тестирование, в обязательном порядке нужно изучить правила (которые находятся тут же, на диске, стоит лишь зайти в справочный раздел).
Реализация ИКТ в тестировании позволяет: повысить объективность контроля;осуществить автоматизированную обработку результатов тестирования;разнообразить формы тестовых заданий;индивидуализировать процедуру тестирования;упростить и ускорить организацию проведения тестирования; устранить ошибки при обработке результатов;сохранить результаты тестирования, провести их анализ;узнать ученику свой результат сразу, а не по прошествии некоторого времени.
Очевидные недостатки компьютерного тестирования: ограничения по способам ввода ответной информации;трудности предвидения нестандартных ответов на задания творческого характера;необходимость хотя бы минимальных навыков работы ученика на компьютере;все тестовые методы контроля знаний уровня А не исключают возможности угадывания ответа и не дают информации о логике мыслительной деятельности ученика.
Компьютер позволяет усилить мотивацию обучения путем:
Использование ИКТ в преподавании технологии целесообразно: При диагностическом тестировании качества усвоения материала; В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы; В обучающем режиме при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения; В режиме самообучения; В режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Использование новых информационных технологий существенно облегчает трудозатраты по ведению документации учителя (списки, планирования, отчеты, анализы контрольных и проверочных работ, план – конспект занятия, электронный журнал). При помощи компьютера учитель может готовить разнообразные дидактические материалы для использования непосредственно на уроке (карточки-задания, тесты на выбор, тесты на соотнесение, тексты с пропуском символов, тексты с ошибками и с использованием иллюстраций, варианты контрольных и самостоятельных работ). И, наконец, компьютер позволяет проводить редактирование ученических материалов (докладов, рефератов и творческих проектов)
Примеры использования ИКТ: Контроль знаний через презентации:Тест – контроль в игровой форме по разделам;Анимированные кроссворды;Компьютерные тесты с выставлением оценки.Итоговые уроки в игровой форме:Игры: «Умница», «Кто хочет стать отличником?»;Игры – викторины по разделам;Игры: «А ну-ка, девочки!», «Хозяюшки».Игры по профориентации:Игра «Путешествие в мир профессий»;Игра «Выбери профессию»;Игра «Экскурсия в Страну мастеров».Графическая иллюстрация изучаемого материала через презентации.
Ежедневная потребность человеческого организма в фосфоре составляет 1,2 г.Избыток фосфора приводит к вымыванию кальция из костейИзбыток кальция приводит к развитию мочекаменной болезни
ИКТ – это реальность современного урока Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения технологии интересным и занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения ИКТ- технологий поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету. Необходимо использовать на уроке все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны технологии, её возможности в совершенствовании умственных и творческих способностей, в преодолении трудностей.
Подведение итогов: Компьютер как инструмент для обработки и представления результатов педагогической деятельности (мониторинг успеваемости учащихся)Компьютер как инструмент для контроля учебных достижений учащихся Компьютер как инструмент в самостоятельном познании школьниковКомпьютер как средство развития творческих способностей учащихся
Спасибо за внимание !