Гуманизация образовательного процесса как один из путей реализации основных направлений модернизации российского образования Из опыта работы над единой методической темой МОУ СОШ №1 г. Ессентуки
Из Концепции модернизации российского образования: «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Компоненты гуманизма, как принципа мировоззрения: опора на общечеловеческий опыт поведения; соблюдение правил нравственности; готовность к самосовершенствованию; развитие гуманных качеств; возможность действовать самостоятельно; разностороннее проявление и гармоничное развитие всех способностей личности.
ГуманитаризацияВсестороннее развитие личностиформирование научного, художественного, правового, бытового, политического, нравственного мировоззрения приобщение к систематическим занятиям научно-техническим, общественно-политическим, художественно-эстетическим видами творчества
Гуманизация образованияЩадящие технологии обучения и воспитанияФормирование личности, способной к самообразованию
Задача учителей в гуманистическом образовании подтолкнуть учеников к анализу своих взглядов, к осознанию общечеловеческих ценностей и действиям на их основании.
Принципы гуманистической психологииопора на общечеловеческие ценности;становление самореализующейся личности;целостное развитие личности;защита прав человека;развитие навыка самообразования;сочетание групповой и индивидуальной форм обучения и воспитания;положительная внутренняя мотивация ученика;участие школьника в равноправном диалоге;условия для творческой самореализации как учеников, так и учителей.
I этап работы школы над проблемой гуманизацииСоздание модели школы, решающей проблему гуманизацииЗадачи: мотивация коллектива; теоретическое исследование проблемы; отбор методов обучения и воспитания; разработка комплексно-целевых программ.
Планирование работы над единой методической темойПерспективный план План-схемаВертикальный тематический план Календарный план
План-схема работы школы над проблемой«Гуманизация учебно-воспитательного процессаГлавная цель работы над проблемой гуманизацииСоздание школыравных возможностей с широким диапазоном деятельности детей и учителей; школы, где реализуют и развивают свои способности; школы, где дети учатся жить активно и достойно.Формирование личности выпускника, сочетающей в себе культуру и высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.
Основополагающая идея – идея гуманизации образованияВедущие направления: личностный подход; сохранение здоровья учащихся; успешность и преемственность обучения и воспитания; гуманизация отношений; гуманитаризация; практическая направленность обучения; дифференциация в обучении и воспитании; формирование общей культуры учащихся.
Этапы и задачи:I этап - создание модели школы, решающей проблему гуманизации; мотивация педагогического коллектива; теоретическое исследование проблемы.II этап - усовершенствование модели школы; практическое исследование проблемы.III этап - выведение модели школы на оптимальный запрограммированный уровень; создание условий для формирования личности, отраженной в модели выпускника. IV этап - обобщение-анализ полученных результатов, диагностическая деятельность, мониторинг уровня выполнения поставленных задач; организация внешней педагогической среды.
Вертикальный тематический план: задачи; тематика педсоветов; тематика семинаров; работа МО учителей-предметников; работа МО классных руководителей; работа творческих групп учителей; создание условий для формирования образа выпускника; создание условий для творческого развития учащихся.
Основные направления программы управленческой деятельности: проблемный анализ деятельности школы; формирование ориентаций и установок педагогов на совершенствование своей деятельности; организация работы с родителями; работа с учащимися по формированию конкретных образовательных целей; организация внутришкольного контроля; анализ достигнутых результатов.