Актуальность темы в работе с современными детьми Психологов и педагогов всё больше заботит отставание эмоционального развития современных детей и подростков. Тормозит эмоциональное развитие детей ранняя интеллектуализация. Необходимо через книги сделать упор на эмоционально-нравственное развитие детей. Это, конечно, не означает полного исключения развлекательного элемента, но всё же большая часть произведений должна не просто забавлять ребёнка, а учить и воспитывать.
Негативные тенденции в развитии современного дошкольника - Сужение уровня сюжетно-ролевой игры; - Недостаточная социальная компетентность; - Развитие потребности в экранной стимуляции, что приводит к блокированию собственной деятельности ребенка, к неспособности концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности.
Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.
- все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста.
- Обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности; - Перекос акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе, личностному развитию.
Функции художественной литературы в развитии ребенка Познавательно-нравственная: - развитие и активизация воображения, образного мышления; - расширение представлений, осведомленности о мире; - освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах; - формирование эмоционально-ценностных установок. Эстетическая: - приобщение к словесному искусству как таковому, - развитие хорошей разговорной речи, ориентация ребенка на собственное словесное творчество; - воспитатение культуры чувств и переживаний
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ Круг детского чтения можно представить через жанровое разнообразие следующим образом: Поэзия: - авторские поэмы и повести в стихах (большие литературные формы); - фольклорные стихотворные тексты, авторские стихи (малые литературные формы). Проза: - авторские сказочные и реалистические повести, циклы рассказов со сквозными персонажами (большие литературные формы); - фольклорные сказки, авторские рассказы сказочные и реалистические (малые литературные формы).
Таким образом, в круг детского чтения так или иначе входят художественные произведения для длительного чтения. Это тексты, 1. создающие вымышленные миры .
2. создающие комбинированные миры
3. создающие реалистические миры
А также художественные тексты для непродолжительного чтения. Это: 1. Фольклорные волшебные сказки. 2. Авторские сказки и истории. 3. Реалистические рассказы. 4. Фольклорные стихотворные тексты. 5. Авторские стихотворные повествования. 6. Лирические стихи
Художественная литература как смысловой фон других видов совместной деятельности взрослых и ребенкаЕсли внимательно отнестись к большим литературным текстам, то можно обнаружить в них кладезь интригующих тем, вопросов, поводов для организации с детьми интересной познавательно-исследовательской, продуктивной и игровой деятельности. Персонажи больших художественных произведений для детей — это обычно удивительные экспериментаторы, исследователи, путешественники. Поэтому события, происходящие с ними, их вопросы и путешествия, устройство мира, в котором они живут, их путешествия могут послужить мотивом, отправным моментом для интересной исследовательской деятельности взрослого с детьми.
Вот всего лишь несколько примеров: 1. Неужели разбойник смог так легко справиться с Самоделкиным с помощью магнита? (Ю. Дружков. Приключения Карандаша и Самоделкина). Давайте посмотрим, как действует магнит, в самом ли деле он обладает такой волшебной силой? 2. Полетит или не полетит воздушный шар? – гадают малыши из Цветочного города, наблюдая за приготовлениями Знайки (Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей). В чем тут дело? Попробуем сами провести такой опыт…
3. Удачно ли выбрал Винни-Пух плавательное средство для спасения от наводнения? (А. Милн. Винни-Пух и все-все-все). Что надежнее – пустой горшок или зонтик, да и вообще, не утонет ли пустой горшок? Почему один предмет тонет, а другой нет? 4. Удобно ли измерять Удава попугаями? (Г. Остер. Сказочные рассказы). Придумаем свои мерки. А, может быть, воспользоваться подходящими инструментами?
5. Наметим на карте маршрут Равви и Шаши из Индии в Россию (С. Баруздин. Равви и Шаши). Или маршрут путешествия доктора Дулитла (Х. Лофтинг. Путешествия Доктора Дулитла), или кругосветного путешествия капитана Врунгеля (А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля), а заодно познакомимся со сторонами света и компасом. 6. Нарисуем карту страны Незнайки (Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей).
Использование художественных текстов для создания иллюстраций, коллажей. Драматизация наибелее интересных отрывков художественных текстов. Подбор пословиц или поговорок к произведению. Придумывание необычных окончаний к знакомым сказкам
Соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения Рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения
Организация чтения художественной литературы- чтение детям художественных текстов должно быть ежедневным; регулярное интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы. - время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 20-25 минут (в старшей и подготовительной группе). - чтение книги должно проходить в непринужденной обстановке, каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать книгу должны соблюдать лишь одно правило: заниматься своими делами тихо, не мешая всем остальным.
- читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания: проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста, - удивление, изумление, сострадание и др. - воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного чтения — малые литературные формы для непродолжительного чтения; стихотворные произведения — прозаические произведения. - художественные произведения для длительного чтения следует читать несколько дней подряд, без перебивок. - периоды между чтением больших художественных текстов используются для чтения коротких произведений.
- воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения. Это уместно, если у детей возникают вопросы и суждения-реплики относительно прочитанного, а также если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон для непосредственно следующей за чтением совместной деятельности с детьми. - художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить предварительно на 2-3 месяца с учетом интересов своей группы. - в подборе и планировании последовательности чтения коротких текстов воспитатель руководствуется событиями, происходящими в окружающем мире (сезоны, праздники, памятные даты).
- воспитатель должен подбирать конкретные художественные тексты, исходя из их художественного потенциала и в соответствии с особенностями детей группы, с тем, чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова. - обращаться к художественным текстам при развертывании других культурных практик (в продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой деятельности, проводить аналогии между событиями, происходившими с персонажами и собственной жизнью). - обращать внимание на иллюстрации к художественным текстам, порой они являются неотъемлемой частью конкретного произведения; использовать в работе с детьми только книги с высокохудожественными иллюстрациями (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Сутеев, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Н. Радлов, И. Билибин, В. Чижиков, В. Лебедев, В. Пахомов и др).
Узнай автора иллюстраций
Методический ринг «Эффективная работа с художественной литературой в детсом саду» Цель: совершенствоваение профессиональных знаний педагогов о формах, методах и приемах работы с художественной литературой, выявление общей эрудиции, включение в активный диалог. Форма проведения: групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа).
1 раунд: Разные взгляды на организацию работы с художественной литературой1. На развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное препарирование на обязательных обучающих занятиях. Для этого чтение должно быть интересным и непринудительным. Дошкольнику нужны не уроки литературы, книга нужна ему, чтобы увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой (Н.А. Короткова)
2. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров (О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш)
2 раунд: Команде № 1 составить требования к книжному уголку в подготовительной к школе группе. Команде № 2 составить требования к книжному уголку в младшей группе.
3 раунд:Команде № 1: в контексте проекта «Художественная литература как смысловой фон других видов совместной деятельности взрослого и ребенка» создать книгу загадок Команде № 2: в контексте проекта «Художественная литература как смысловой фон других видов совместной деятельности взрослого и ребенка» создать книгу о правилах поведения.