Цели и задачи Цель: достижение максимальной возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации. Задачи: изучение закономерностей развития личности в условиях ограниченной жизнедеятельности; определение коррекционных и компенсаторных возможностей конкретного человека с конкретным нарушением в соответствии со структурой нарушения и социально-личностными условиями.
Коррекция – совокупность педагогических мероприятий для устранения или уменьшения степени тяжести нарушений психического и физического развития ребенка. Коррекционно-воспитательная работа – совокупность комплексных мероприятий педагогического влияния на разные особенности нарушенного развития ребенка.
Компенсация – замена или преобразование патологических или недоразвитых функций организма. Механизм приспособляемости, т.е. вырабатываются новые условные связи или обходные пути. Процесс компенсации возможен благодаря наличию резервного потенциала нервной деятельности. Усилить эти возможности можно в условиях специального обучения и воспитания.
Коррекционно-педагогическая работа помогает избежать проявления вторичных последствий аномалий. Успешность коррекционной работы – социальная реабилитация (введение детей с ОВЗ в социальную среду, привлечение их к труду и общественной жизни) и социальная адаптация (коррекция индивидуального поведения детей в соответствии с общепринятыми правилами и ценностями)
Классификация типов нарушения психического развития Недоразвитие, характеризующееся комплексными нарушениями развития (умственная отсталость); При задержанном развитии наблюдается замедление психического развития (нарушения формирования познавательной и эмоциональной сфер)
Поврежденное развитие –проявляется в более позднем возрасте. Нарушение сформировавшихся психофизиологических функций (органическая деменция). Дефицитарное развитие – возникающее вследствие недостаточности зрительной и слуховой систем и опорно-двигательного аппарата.
Искаженное развитие – это разнообразные варианты сочетания различных форм дизонтогенеза (ранний детский аутизм) Дисгармоничное психическое развитие возникает из-за патологий формирования личности в условиях неблагоприятной среды воспитания. Дети, имеющие нарушения воспитываются и обучаются в специальных учебных учреждениях в зависимости от степени тяжести и формы патологии.
Дошкольные образовательные учреждения Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции в физическом и психическом развитии. Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. Детский сад комбинированного вида(в состав могут входить общеразвивающие, компенсирующие, коррекционные и оздоровительные группы в разном сочетании). Центр развития ребенка – ДОУ с осуществлением физического, психического развития и коррекции. Специальные (коррекционные ) детские сады.
Специальные образовательные учрежденияI – для обучения и воспитания неслышащих детей(глухие) на слухо-зрительной основе и формированием речи как средства общения. II - для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь) на слуховой и слухо-зрительной основе формирование словесной речи и подготовки к свободному речевому общению.
III - для обучения и воспитания незрячих детей и детей с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии прогрессирующих заболеваний, ведущими к слепоте. IV - для обучения и воспитания слабовидящих детей с остротой зрения 0,05 до 0,4. Также дети с более высокой остротой при прогрессирующих заболеваниях, косоглазием, амблиопией.
V - для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, способствующее преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), страдающие ОНР, сопровождающимся заиканием. Обеспечивает полноценное развитие речи, устранение дефектов устной речи, письма и чтения;
VI - для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Дети с детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей и т.д. Восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекция недостатков психического и речевого развития, социально-трудовая адаптация и интеграция в общество на основе организации специально двигательного режима и предметно-практической деятельности.
VII - для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (Смешанные специфические расстройства у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость).
VIII - для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Интегрированное обучение – обучение и воспитание детей с нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования, в едином потоке с нормально развивающимися детьми. Инклюзивное образование – специальное обучение
Условия интеграции для лиц с у/о в массовое учреждениеПодготовка детского коллектива и самого педагога; создание благоприятных условия для освоения в коллективе сверстников; организация рабочего места; привлечение к коллективной работе; учет особенностей познавательной сферы; дозировка нового материала; организация наглядно-практической деятельности; использование при закреплении тренировочных упражнений; многократное повторение усвоенных умений и навыков на разнообразном материале; привлечение родителей к процессу обучения и воспитания; консультирование специалистом педагогов и родителей.
Особенности школьников с нарушениями речи Метеозависимы, часто жалобы на головные боли, тошноту, головокружения; двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений; истощаемость, утомляемость раздражительность, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность(не могут сидеть спокойно); проявление агрессии, навязчивости, беспокойства неустойчивость внимания, памяти, низкий уровень понимания словесных инструкций, низкий уровень контроля за собственной деятельностью; логофобия (страх перед речью); трудности формулирования мысли; подбора слов для их адекватного выражения; наличие логически и синтаксически незавершенных фраз; наличие некорректируемых ошибок (неправильное согласование слов в предложении и пр.); трудности удержания замысла высказывания, его недостаточная связность.
Психолого-педагогические подходы к обучению Облегченный режим, т.е. организация процесса обучения. Психологическая поддержка (одобрение, похвала и т.д.). Инструкции должны быть дробными, доступными и понятными для выполнения. Регулировать степень трудности заданий. Организовать правильное отношение одноклассников Консультации с логопедом
Дети с нарушением зрения Одностороронность и ограниченность знаний. Превалирование искаженных знаний. Недоразвитие абстрактного мышления. Снижен уровень моторной активности ребенка. Трудности в пространственной ориентировке. Возможно развитие системных нарушений речи.
Основные задачи Изучение особенностей использования сохранных анализаторов, способных компенсировать недостаточность зрительного восприятия. Развитие навыков применения остаточного зрения для успешного ориентирования. Охрана и гигиена зрения Формирование и коррекция поведения детей согласно системе общественных ценностей и норм
Рекомендации Общее повышенное освещение и освещение рабочего места. Место должно быть на среднем ряду на первой парте, только ребенок с глубоким снижением зрения может сидеть на любом месте. Если у ребенка светобоязнь, то надо его посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. Выделить ему специальное место для хранения книг, аппаратуры и т.д. Непрерывная зрительная нагрузка должна составлять не более 20 мин
Во время фронтальной работы необходимо использовать карточки, карты и другие наглядные пособия. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, точной. Необходимо проводить специальную работу по ориентировке. Словарная работа проводится на каждом уроке. Учитывать темп работы ребенка (он ниже, чем у зрячего). Аудиооборудование для прослушивания. Осуществление тесной связи с тифлопедагогом. Психологическая поддержка.
Учащиеся с ослабленным слухом Недоразвитие всех составляющих речи. Скудность словарного запаса. Трудности в развитии логического мышления. Трудности в пространственной ориентировке. Недостаточность моторной сферы. Особенности эмоциональной сферы. Особенности познавательной сферы.
Основные направления Формирование навыков устной речи (способность к восприятию устной и мимико-жестовой речи ). Формирование слухового восприятия (способность к пониманию и распознаванию слов). Развитие различных форм мышления (наглядно-образного, логического, пространственного и т.д). Формирование двигательной функции (развитие основных движений и мелкой моторики). Формирование познавательной деятельности. Формирование и коррекция поведения детей согласно системе общественных ценностей и норм
Рекомендации Ребенок должен всегда видеть лицо педагога, даже в тех случаях, когда ходит по классу, пишет на доске и т.д., поэтому такого ребенка надо посадить за первую парту сбоку от педагога(справа от него), по возможности спиной к окну. Он должен в течение всего урока хорошо видеть лица одноклассников, чтобы он мог участвовать в коллективной работе. Контролировать на каждом уроке и выяснять с помощью вопросов усвоена ли тема учеником. Не заменять устные ответы на выполнение письменных работ. Должен получать дополнительную коррекционную помощь у специалиста – сурдопедагога.
Уроки должны иметь коррекционную направленность, прежде всего работать над правильностью грамматического строя речи, коррекцией звуко-буквенного состава. Если ребенку трудно воспринимать письменную работу, то можно дать другое задание или провести отдельно после уроков. Создание эмоционального комфорта. Домашняя работа дается вначале урока и записывается на доске. Обязательно перед новой темой заранее проводится словарная работа. Охрана и гигиена органов слуха
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций, речи и общее развитие. Нарушение связности психических процессов между нормально развитым абстрактным мышлением. Низкие способности к пространственному анализу (определение предметов и частей своего тела в пространстве, ошибки на письме- зеркальное написание букв, цифр). Нарушение счетных способностей (затруднено усвоение цифр, арифметических знаков и т.д.).
Нарушение внимания и памяти (доминирование вербальной памяти над зрительной и тактильной, отвлекаемость, непродолжительность концентрации, трудность переключения, небольшой объём памяти). Заторможенность процесса формирования двигательных функций (различные нарушения движения конечностей, неконтролируемые движения). Отклонения в речевом развитии. Нарушения эмоциональной сферы. Склонны к быстрой утомляемости, быстрой утрате интереса, низкая работоспособность. Пассивны, раздражительны, подвержены возникновению различных фобий. Подвержены нарушениям процессов работы внутренних органов.
Задачи Формирование двигательных навыков. Речевое развитие. Активизация работы сенсорной системы. Коррекция пространственных отношений. Восполнение временных представлений. Формирование способности к обобщению и дифференцированию знаний. Формирование зрительного восприятия формы, цвета, размера предметов. Формирование и коррекция поведения детей согласно системе общественных ценностей и норм.
Рекомендации Создание эмоционального комфорта. Максимально поддерживать в учащемся самообслуживание и самостоятельность. При планировании внешкольных поездок и т.п. учитывать возможности учащегося и подбирать, например, комбинации с альтернативными мероприятиями, которые интересны и другим детям. Учитывать то, что определенные движения требуют от учащегося с физическими нарушениями большого количества энергии (например, координация движений при спастических проблемах); в связи с этим учащийся может быстрее уставать. Следить за осанкой.
У учащегося медленный темп работы (письмо, выполнение определенных действий). Делать снисхождение к норме почерка. Мотивировать учащегося к регулярному выполнению упражнений, которые даются во время занятий лечебной физкультурой. Обсудить с врачом правильное положение, действия и движения, которые необходимы для уроков и определенных мероприятий. Толерантное отношение сверстников (учащиеся с физическими нарушениями из-за их внешнего вида иногда вызывают отторжение). Участие во всех двигательных мероприятиях, таких как урок физической культуры, плавание и другие виды спорта, доступные двигательным возможностям
Особенности ВНД умственно отсталых детей - слабость замыкательной функции коры головного мозга (значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания); трудность выработки дифференцировок, их малая стойкость (плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила); слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок); нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС.
Учебная деятельность умственно отсталых школьников Важнейшей характеристикой умственной отсталости является стойкое и выраженное нарушение познавательной сферы, которое затрудняет формирование учебной деятельности. Недоразвитие познавательных интересов. Нарушение ее целенаправленности и мотивации Слабость ориентировки в задании. Неумение планировать и предвидеть результат. Некритичное отношение к результату деятельности. Неумение замечать и исправлять ошибки. Среди важных условий формирования у таких школьников интереса к обучению является опора на жизненный опыт ребенка, занимательные по форме задания и создание ситуаций успеха. Трудовая деятельность имеет огромное значение в плане коррекции недостатков психики, свойственных умственно отсталым школьникам. В то же время, у учащихся с интеллектуальной недостаточностью заметно снижена интеллектуальная сторона труда, ограничено творческое начало, затруднена выработка сознательных трудовых умений и навыков.
Условия интеграции для лиц с у/о в массовое учреждение Подготовка детского коллектива и самого педагога; создание благоприятных условия для освоения в коллективе сверстников; организация рабочего места; привлечение к коллективной работе во время занятия и режимных моментов; учет особенностей познавательной сферы; дозировка нового материала; организация наглядно-практической деятельности; использование при закреплении тренировочных упражнений; многократное повторение усвоенных умений и навыков на разнообразном материале; привлечение родителей к процессу обучения и воспитания; консультирование специалистом педагогов и родителей.
Дети со сложным дефектом Органическое поражение центральной нервной системы иногда приводит к возникновению сложных дефектов, представляющих собой сочетание 2-х и более нарушений развития. Дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью (умственно отсталые слепые или слабовидящие, умственно отсталые глухие или слабослышащие дети, у которых сочетаются различные сенсорные нарушения (глухие слабовидящие, слепые слабослышащие, слепоглухонемые). сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата с сенсорными или интеллектуальными расстройствами. Сложный дефект представляет собой не просто механическое сочетание различных дефектов, а качественно особое состояние человеческого организма. Комбинированный дефект искажает психическое развитие в наибольшей степени, в результате резко снижены возможности к взаимодействию с внешним миром.