Концепция образовательного стандарта второго поколения
Основное назначение стандарта первого поколения Стандарт первого поколения – «суперпрограмма» по всем учебным предметам; Он регулировал содержание и результаты школьного образования; Призван был сохранить единое образовательное пространство России; - Свою миссию этот стандарт выполнил.
Принципиальное отличие стандарта второго поколения Он акцентирует внимание на развитии личности; Стимулирует инновационные аспекты деятельности учителя; - Направлен на формирование умения вырабатывать знания.
Стандарт как общественный договор Об этом свидетельствуют: Вовлеченность многих миллионов обучающих-ся, работников системы образования, различ-ных общественных организаций и частных лиц; Выявление и согласование при разработке стандарта индивидуальных, общественных и государственных потребностей в образовании; - Разработка и реализация стандарта рассмат-риваются как предмет совместной ответствен-ности действующих сил образования.
Индивидуальные потребности личности (семьи) в области образования Личная успешность – полноценное развитие с учетом склонностей, интересов, способностей; Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества; - Профессиональная успешность – развитость трудовых умений, готовность к выбору профессии.
Социальный заказ как выражение общественных потребностей Безопасный и здоровый образ жизни – следо-вание ему на основе полученный знаний и умений; - Свобода и ответственность – развитое правосознание, умение делать ответствен-ный личный выбор; - Социальная справедливость – освоение и принятие идеалов равенства, гармонии, разнообразия культур и демократических ценностей; - Благосостояние – готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие.
Государственные запросы в области общего образования Государственный заказ на следующее: Национальное единство и безопасность – формирование ценностей и идеалов гражданского общества; Развитие человеческого капитала – подготовка поколения зрелый, активных, компетентных граждан информационного общества; - Конкурентоспособность – общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования.
Основные функции нового стандарта - функция обеспечения права на полно-ценное образование; - функция обеспечения единства образо-вательного пространства страны; функция обеспечения преемственности основных образовательных программ; критериально-оценочную функция; функция повышения объективности оценивания.
Инновационный характер нового стандарта выражен в следующем: - определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования; - ориентация на развитие вариативности образования; - системно-деятельностный подход как основа продвижения к результатам образования; - определение фундаментального содержательного ядра образования; - восстановление роли воспитания в системе образования как личностного результата освоения стандартов; - введение новой структуры базисного образователь-ного плана, внедрение здоровьесберегающих техно-логий, формирование открытой информационно-образовательной среды.
Основные компоненты нового стандарта Три группы требований: - к структуре основных общеобразовательных программ; - к результатам освоения этих программ; - к условиям реализации образовательных программ.
Требования к структуре образовательных программ Указания на состав программ начального, основного и полного среднего образования; Указания на соотношение основной про-граммы и части, формируемой органами управления образованием и школами; - Указания к разработке программ по предметам и образовательных программ школ.
Требования к результатам освоения основных программ Описание целевых установок общего образования; Целевые установки лежат в основе планируемых результатов образования; - Образовательными результатами считаются личностные результаты.
Требования к условиям реализации образовательных программ - требования к условиям и ресурсному обес-печению реализации общеобразовательных программ; - система гигиенических требований к условиям реализации этих программ; - требования к программам профессионального педагогического образования; - методология и методика оценки здоровье-сберегающей деятельности образовательных учреждении.
Предметные результаты Усвоение социального опыта, изучаемого в рамках отдельных предметов; - Усвоенные учащимися при изучении истории и общество-знания умения, знания, навыки, компетенции.
Другими словами Основы системы научных знаний; Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания; - Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.
Метапредметные результаты - Освоенные учащимися на базе учебных предметов универсальные способы деятельности, примени-мые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Конкретно - Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность; Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества; - Познавательные: работа с информацией; использование знако-символических средств; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий.
Личностные результаты - Ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные чувства, личностные качества
Конкретно Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндентификация, самоценка; Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»; - Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на соблюдение морально-нравственных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков.
Требования к результатам служат: - нормативной базой для организации образовательного процесса в школе, в том числе для организации системы оценивания учащихся; - ориентиром для разработки программ, учебно-методических и дидактических материалов, при подготовке и переподготовке педагогических кадров; - основой для нормирования и экспертизы условий образовательного процесса; - основой для итоговой аттестации выпускников, для разработки процедур и материалов итоговой аттестации; - основой для итоговой аттестации работников системы общего образования; - основой для аккредитации учреждений общего образования.
Процедуры оценки достижений учащихся - контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования); - представление выпускниками портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.
Результаты, не подлежащие оценке в в ходе итоговой аттестации - ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности.
Нормативное сопровождение требований к основным программам - сами общеобразовательные программы; - фундаментальное ядро содержания общего образования; - базисный образовательный план; - примерные программы по учебным предметам; - система оценки достижений требований стандарта.
Структура программы по учебному предмету цели образования; личностные, метапредметные и предметные результаты; структура курса и последовательность предъявления материала; основное содержание; варианты тематического планирования; рекомендации по оцениванию; рекомендации по внеурочной деятельности; рекомендации по оснащению и методической литературе.
Базисный учебный план В инвариантной части максимально допустимый объем аудиторной учебной нагрузки; общий объем нагрузки, которая будет финансироваться из бюджета; состав учебных предметов; время, отводимое на изучение предметов по классам и годам обучения. В вариативной части - Региональный компонент образования - Школьный компонент образования - Внеурочная деятельность.
Фундаментальное ядро содержания учебных предметов Понятийный аппарат; способы познавательной и практической деятельности; ключевые теории, идеи, понятия, факты; общенаучные и частные методы познания.
Универсальные учебные действия - Способы деятельности, которые формируются при изучении отдельного учебного предмета и всей совокупности учебных предметов.
«Примерная Программа воспитания и социализации учащихся» Направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; патриотическое; общественно-полезная деятельность; проектная деятельность.
Россия в мире (интегрированный уровень) Эта дисциплина должна обеспечить формирование: представлений о целостном образе России в разные исторические периоды на основе синтеза обществознания, истории, географии, культурологии; знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития; взгляда на мир с точки зрения интересов России; представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа.
История (базовый уровень) Она должна обеспечить: овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом; формирование представлений о методах исторического познания; умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности; овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
История (профильный уровень) Она должна обеспечить освоение курса истории на базовом уровне и дополнительно: 1) дать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин; ознакомить с основами историографии; 2) снабдить системными историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; 3) обучить приёмам работы с историческими источниками; 4) сформировать умение оценивать различные исторические версии, в том числе способность противостоять фальсификациям истории.
Обществознание (интегрированный уровень) Оно обязано обеспечить: 1) формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе; 2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; 3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; 4) формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов; 5) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать 1) умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность; 2) способность презентовать достигнутые результаты; 3) способность использовать ресурсы для достижения целей; 4) способность создавать продукты, востребованные обществом, обладающие потребительскими свойствами.
Учебные предметы, обязательные для освоения всеми обучающимися «Россия в мире» (интегрированный уровень), «физическая культура» (базовый уровень), «основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень).