PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Обществознания / Рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании КАФЕДРА ПСИХОЛ
Описание слайда:

Рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ – 30.11.2010МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР №1ВОЙТИК ИРИНА МИХАЙЛОВНАканд. психол. наук, доцент

№ слайда 2 ПЛАН семинара Основные вехи и логика изучения рефлексии в социально-гуманитарном
Описание слайда:

ПЛАН семинара Основные вехи и логика изучения рефлексии в социально-гуманитарном знанииОтечественные классические школы психологии рефлексииОпределения понятия рефлексия и механизм функционированияТипология рефлексивного мышленияГуманизация образованияРазвитие рефлексивного мышления в профессиональном образовании:экспериментальные прикладные исследованияПерспективные направления исследованияПубликации ППС кафедры по проблемам рефлексии

№ слайда 3 ОСНОВНЫЕ ВЕХИ И ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ Философия (от античности до н
Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ И ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ Философия (от античности до новейшего времени)Психология (вторая половина XX века)

№ слайда 4 Философские трактовки рефлексии АНТИЧНОСТЬСократ учил «Познай самого себя!»;Плат
Описание слайда:

Философские трактовки рефлексии АНТИЧНОСТЬСократ учил «Познай самого себя!»;Платон разрабатывал вопросы сознания и самосознания;Аристотель выделил, по сути, интеллектуальную рефлексию, различая «мышление о мышлении»СРЕДНИЕ ВЕКАФеноменология личностной рефлексии представлена в «Исповеди» Августина (IV в.) и «Истории моих бедствий» П.Абеляра (XII в.)

№ слайда 5 Философские трактовки ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯСамо латинское слово «рефлексия» начинает
Описание слайда:

Философские трактовки ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯСамо латинское слово «рефлексия» начинает специфически использоваться в Италии на рубеже Средневековья и Возрождения в связи с обозначением эффекта большего усиления волн в середине бухты, по сравнению с волнением в открытом море. Отсюда термин «рефлексия» генетически связан со своим социокультурным прототипом, обозначающим эффект усиления (интенсификации) вследствие возвратного (ретроспекции) взаимоотражения волн.ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИкак напряженная работа духа посредством ретроспективного созерцания и рационалистического анализаИ.Г.Фихте «Факты сознания»,Гегель «Феноменология духа»

№ слайда 6 ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯДж. Локккак наблюдение души за своим
Описание слайда:

ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯДж. Локккак наблюдение души за своими собственными состояниямиЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯВ. Вундтпроблематика рефлексии изначально связана с интроспекцией

№ слайда 7 ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ Вюрцбургская школа О. Кюльпе была осуществлена конструктивн
Описание слайда:

ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ Вюрцбургская школа О. Кюльпе была осуществлена конструктивная попытка объективировать самонаблюдение в ходе мыслительного поиска решения задач. Им было положено начало экспериментальному изучению интеллектуальной рефлексии в процессе дискурсивного мышления. Д. Дьюи в «Психологии и педагогике мышления» показал роль рефлексии в интеллектуальном развитииА. Буземан в 1920-е годы начал изучать экспериментально личностную рефлексию на материале эмпирического исследования самосознания подростковДж. Флейвелл в 1970-е годы работы по метакогнитивизму – интеллектуальная рефлексия

№ слайда 8 ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ АвстрияЖ. Пиаже в конце своей научной деятельности также об
Описание слайда:

ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ АвстрияЖ. Пиаже в конце своей научной деятельности также обратился к экспериментальному изучению рефлексии на материале умозаключений и рассужденийСШАВ 1980-е годы американские психологи А. Мезиров, О. Шён и др. обращаются к практическому освоению рефлексиитеоретико-экспериментальное изучение которой в США продолжил эмигрировавший из СССР В.А. Лефевр

№ слайда 9 СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Ф.Э. Шперк - литературный критик и философ (1871–18
Описание слайда:

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Ф.Э. Шперк - литературный критик и философ (1871–1897) публикует первые в России книги о рефлексии (Р): «Мысль и рефлексия» (1895) – интел-ая Р.«Книга о духе моем» (1896) – духовная Р. «Философия индивидуальности» (1895) – личностная Р.

№ слайда 10 2. Отечественные классические школы психологии рефлексии Информационно-кибернети
Описание слайда:

2. Отечественные классические школы психологии рефлексии Информационно-кибернетический и логико-математический подход (И.С. Ладенко, В.А. Лефевр, Г.Л. Смолян) Нормативно-деятельностный и системно-структурный подход (Н.Г. Алексеев, В.В.Давыдов, Г.П. Щедровицкий)Личностно-деятельностный подход (трансформировавшийся затем в экзистенциально-культуральный)(И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов)

№ слайда 11 Научные школы психологии рефлексии 1. Алексеев Н.Г., 1968; 2. Давыдов В.В., 1978
Описание слайда:

Научные школы психологии рефлексии 1. Алексеев Н.Г., 1968; 2. Давыдов В.В., 1978; 3. Лефевр В.А., 1965; 4. Семёнов И.Н., 1973, 1985, 2005; 5. Анисимов О.С., 1982;6. Лепский В.Е., 1988; 7. Степанов С.Ю., 1985; 8. Слободчиков В.И.; 9. Карпов А.В.

№ слайда 12 3. Определения понятия В современных психологических исследованиях рефлексия рас
Описание слайда:

3. Определения понятия В современных психологических исследованиях рефлексия рассматривается в нескольких аспектах: как уровень функционирования и особое состояние сознания (Ф.Е.Василюк, Е.В.Улыбина, M.Y.Brown, D.Elkins и др.); как важнейший механизм самопознания и саморегуляции (Н.И.Гуткина, А.В.Захарова, И.С.Кон, В.И.Слободчиков, В.В.Столин, Х.Хекхаузен, M.Y.Brown и др.);

№ слайда 13 3. Определения понятия как принцип существования индивидуального сознания и усло
Описание слайда:

3. Определения понятия как принцип существования индивидуального сознания и условие развития зрелой личности (Б.В.Зейгарник, Е.С.Мазур, В.И.Слободчиков, А.Б.Холмогорова, SJourard, C.Rogers и др.); как особая организованность мыследеятельности, связанная с порождением нового содержания (Н.Х.Алексеев, В.В.Давыдов, А.З.Зак, В.К.Зарецкий, И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов, Е.В.Улыбина и др.)

№ слайда 14 3. Определения понятия и механизм функционирования РЕФЛЕКСИЯ понимается как пере
Описание слайда:

3. Определения понятия и механизм функционирования РЕФЛЕКСИЯ понимается как переосмысление человеком культурно-детерминированных и индивидуально-переживаемых содержаний своего сознания в процессе разрешения личностью проблемно-конфликтных ситуаций в контексте осуществляемой жизнедеятельности;это концентрированное отражение в сознании различных смыслов;это движение в смыслах;это мышление о мышлении

№ слайда 15 3. Механизм работы рефлексии подобен механизму работы рефлектора – отражаясь с з
Описание слайда:

3. Механизм работы рефлексии подобен механизму работы рефлектора – отражаясь с зеркальной поверхности, лучи концентрируются в одной точке и распространяют тепло по всей комнате,обогревая её

№ слайда 16 4. Типология рефлексии интеллектуальная, личностная, диалогическая, коммуникатив
Описание слайда:

4. Типология рефлексии интеллектуальная, личностная, диалогическая, коммуникативная, кооперативная, регулятивная, культуральная, экзистенциальная, духовнаяСубъект может рефлексировать:свои поступки и образы собственного «я» как индивидуальности (личностный тип рефлексии);знания об объекте и способы действия с ним (интеллектуальный тип рефлексии);представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков (коммуникативный тип);

№ слайда 17 4. Типология рефлексии знания о ролевой структуре и позициональной организации к
Описание слайда:

4. Типология рефлексии знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия (кооперативный тип);представления о планировании, организации профессиональной деятельности, её целей, задач (регулятивный тип рефлексии);целостный образ, личностные основания, смыслы существования (экзистенциальный тип рефлексии)

№ слайда 18 5. Гуманизация образования На современном этапе в нашей стране существуют разные
Описание слайда:

5. Гуманизация образования На современном этапе в нашей стране существуют разные концепции содержания образования, которые объясняют его как: 1) педагогически ориентированные основы наук; 2) совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены обучающимися; 3) гуманистически ориентированные теории и технологии, предполагающие творческую активность личности.

№ слайда 19 Содержание образования Каждая из вышеперечисленных концепций связана с определен
Описание слайда:

Содержание образования Каждая из вышеперечисленных концепций связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и в обществе. Социальный смысл концепций состоит в ответе на вопрос: Человек - цель или средство, он живет для государства или государство существует для него?

№ слайда 20 Содержание образования В психологии также обозначился переход от ответа на вопро
Описание слайда:

Содержание образования В психологии также обозначился переход от ответа на вопрос «Как обращаться с обучающимся, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?» к ответу на вопрос «Каким должно быть содержание образования, чтобы обучающийся плодотворно развивался?»

№ слайда 21 6. Развитие рефлексивного мышления в профессиональном образовании Роль рефлексии
Описание слайда:

6. Развитие рефлексивного мышления в профессиональном образовании Роль рефлексии в развитии профессиональных и личностных компетенцийТехнологии развития рефлексивного мышления:игромоделирование,моделирование проблемных ситуаций,тренинги,коучинг,рефлепрактикумМетоды развития: игрорефлексика, проблемно-поисковые задания и упражнения, диалог, полилог, позициональная дискуссия, самонаблюдение, эссе…

№ слайда 22 6. Экспериментальные и прикладные исследования Исследования И. Н. Семёнова (1976
Описание слайда:

6. Экспериментальные и прикладные исследования Исследования И. Н. Семёнова (1976)эксперимент на материале задачи «Цепь»Исследования развития рефлексивного мышления государственных гражданских служащих в профессиональном образовании (И. М. Войтик, 1996-2000).Исследование типов рефлексивного мышления (И.М.Войтик, Г.П.Алексеева, Ю. Ю. Кушнерова, Д.Ю., Мищенко, А. О. Самсонова)эксперимент на рефлексию личностного типа

№ слайда 23 1. Сформированность личных ценностей и принципов 2. Наличие чётких личных целей
Описание слайда:

1. Сформированность личных ценностей и принципов 2. Наличие чётких личных целей 3. Стремление к постоянному саморазвитию 4. Способность управлять собой5. Изобретательность, творческий подход к профессиональной деятельности 6. Способность руководить 7. Умение решать проблемы 8. Знание современных управленческих подходов 9. Высокая способность влиять на окружающих10. Умение обучать и развивать подчинённых 11. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы

№ слайда 24 7. Перспективные направления исследований Экзистенциальный тип рефлексии как фак
Описание слайда:

7. Перспективные направления исследований Экзистенциальный тип рефлексии как фактор развития сознания лидеровМищенко Диана Юрьевна,зав. лаб. личностного и профессионального развитияИнтеллектуальный тип рефлексии в профессиональном обученииСамсонова Анастасия Олеговна,преподаватель

№ слайда 25 8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Войтик, И.М. Методологические о
Описание слайда:

8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Войтик, И.М. Методологические основы типологии рефлексивного мышления в профессиональном образовании /И.М.Войтик. //Философия образования. – 2011. - №6 (39). – С.47-56.Войтик, И.М. Методологические основы коммуникативного типа рефлексии в профессиональном образовании менеджеров /И.М.Войтик. //Рефлексивные процессы и управление: Сборник материалов VIII Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» 18-19 октября 2011 г., Москва. - М.: Когито-Центр, 2011. – С.68-72.Войтик, И.М. Интеллектуальный тип рефлексии в профессиональном образовании /И.М.Войтик. //Философия образования. – 2010. - № 4. – С. 51 – 56. Войтик, И.М. Психологическая культура госслужащих: рефлексивные технологии развития персонала / И. М. Войтик. // Международная научно-практическая конференция «Стратегическое планирование в системе государственного управления», Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. – Астана, 2009. – 0,2 а.л.Войтик, И.М. Развитие рефлексивного мышления руководителей органов власти в принятии решений // Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VП Международного симпозиума 15-16 октября 2009г., Москва / под ред. В. Е. Лепского. – М.: Когито-Центр, 2009. - С. 69 - 72.Войтик, И.М. Технология формирования рефлексивного мышления в последипломном образовании государственных и муниципальных служащих Сибирского федерального округа / И. М. Войтик. // Инновационные технологии обучения в высшей школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Сочи: Издательство Черноморской гуманитарной академии. - 2009. - Ч. 1. – С. 326 – 332.

№ слайда 26 8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Войтюк, Д.К. Возможности исполь
Описание слайда:

8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Войтюк, Д.К. Возможности использования рефлексивного практикума в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», 11-13 октября 2005 г., г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – www. reflexion.ruВойтюк, Д.К. Культура рефлексии как показатель адекватного профессионального становления практического психолога / Д. К. Войтюк, С.Г. Плотников. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», 11-13 октября 2005 г., г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – www. reflexion.ruВойтюк, Д.К. Особенности рискового поведения у подростков с разным уровнем рефлексивности / Д. К. Войтюк, С.Г. Плотников. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», 11-13 октября 2005, г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – www. reflexion.ru

№ слайда 27 8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Кушнерова, Ю.Ю. Особенности раз
Описание слайда:

8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Кушнерова, Ю.Ю. Особенности развития кооперативного типа рефлексии у студентов-менеджеров и работающих специалистов // Международная научно-практическая Интернет-конференция «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании‘2009» с 21 по 28 декабря 2009 г. – Украина, г. Одесса, 2009. Кушнерова, Ю.Ю. Влияние развития рефлексии у менеджеров на эффективность принятия управленческих решений // Международная научно-практическая конференция «Стратегическое планирование в системе государственного управления», Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. – Астана, 2009.Кушнерова, Ю.Ю. Философские категории в рамках рефлексивного подхода / Ю.Ю.Кушнерова. // Философия образования. – 2008. - №1.

№ слайда 28 8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Самсонова, А.О. Развитие интелл
Описание слайда:

8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Самсонова, А.О. Развитие интеллектуального типа рефлексии в профессиональном обучении /А.О.Самсонова. // Материалы XLVIII Международной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 10-14 апреля 2010 г. : Управление. – Новосибирск: СибАГС, 2010. – С. 153 – 154.Самсонова, А.О. Развитие интеллектуально-рефлексивных способностей в высшем профессиональном образовании /А.О.Самсонова, И.М.Войтик, И.Н.Семёнов. //Рефлексивные процессы и управление: Сборник материалов VIII Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» 18-19 октября 2011 г., Москва. - М.: Когито-Центр, 2011. – С.72 – 74.Самсонова, А.О. Рефлексивно-гуманистический подход в преподавании психологических дисциплин /А.О.Самсонова. //Философия образования. – 2011. - №6 (39). – С. 245 – 250.

№ слайда 29 Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru