Кодификатор по обществознанию Глава 1. Человек и общество. Тема 1.12 Обществознание 10 класс Профильный уровень Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353. Москва. Зеленоградский АО ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: элитарное; массовое; непрерывное. ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: экономическая; социальная; культурная. УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ: ОБЩЕЕ (дошкольное, начальное, основное общее, среднее общее образование) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (начальное, среднее, высшее, послевузовское) ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ (музыкальные, спортивные, художественные школы, дополнительное профессиональное образование). ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ.
В каждом государстве осуществляется образовательная политика, которая отвечает на вопросы: кого учить? чему учить? как учить? ДЛЯ КОГО ВЫ УЧИТЕСЬ? 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Конституция РФ. Статья 43. С 2007 года в РФ среднее общее образование является обязательным - статья 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Основное общее образование – 9 классов. Среднее общее образование – 11 классов.
целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ОБРАЗОВАНИЕ - Из ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»: Статья 5, пункт 3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Из ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»: Статья 66, пункт 3. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. …. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЭЛИТАРНОЕ МАССОВОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО ИНДУСТРИАЛЬ-НОЕ ОБЩЕСТВО ПОСТИНДУСТРИ-АЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОСПРОИЗВОДСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ; ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ; УЧАСТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОЗДАНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПОВЫШЕНИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА. СОЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ; ШКОЛА И ВУЗ – ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ; ОБРАЗОВАНИЕ – ОДИН ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ. КУЛЬТУРНАЯ ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА; ПРОИЗВОДСТВО НОВЫХ ЗНАНИЙ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ; СТИМУЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ. ПРИОРИТЕТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕ СЛЕДСТВИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВА, А ЕГО ПРИЧИНА.
УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ЯСЛИ, ДЕТСКИЙ САД - 1-4 КЛАСС - 9 КЛАССОВ - 11 КЛАССОВ формирование общей культуры личности; социализация личности; осознанный выбор профессии.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (СПЕЦИАЛЬНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ подготовка специалистов соответствующей квалификации; дальнейшая социализация личности. - ТУ, ПТУ и др. училища - ТЕХНИКУМЫ, КОЛЛЕДЖИ - ВУЗы (институты, университеты и т.п.) - АСПИРАНТУРА, ДОКТОРАНТУРА, ОРДИНАТУРА и т.п.) УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ:
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». музыкальные, спортивные, художественные школы; различные кружки и секции для детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки кадров). ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УРОВНИ (СТУПЕНИ) ОБРАЗОВАНИЯ В РФ:
ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ОЧНАЯ ОЧНО-ЗАОЧНАЯ (ВЕЧЕРНЯЯ) ЗАОЧНАЯ СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ САМООБРАЗО-ВАНИЕ ЭКСТЕРНАТ (в РФ нет – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, статья 17) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория – необходимость успешности личности в современном обществе.
ПОВТОРИМ:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ: приоритет общечеловеческих ценностей; внимание к личности ученика; нравственное воспитание человека; переход от объектно-субъектных отношений между учеником и преподавателем к субъектно-субъектным ОБЩЕДОСТУПНОСТЬОБРАЗОВАНИЯ ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 5. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. 2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ: СВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Конституция РФ. Статья 14. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 3. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: ….. 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ: СВОБОДА И ПЛЮРАЛИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 3. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: …. 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ: Конституция РФ. Статья 26 …. 2.Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 3. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: ….. 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; ЕДИНСТВО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРАВЕ НА СВОЕОБРАЗИЕ НА ТЕРРИТОРИЯХ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР Под образовательным пространством России понимается вся совокупность ее образовательных учреждений разного типа и взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а также идущих образовательных и учебно-воспитательных процессов. Вместе они создают пространство социализации человека, превращения его в личность, обеспечивают определенный уровень образованности, интеллекта и культуры общества, межличностных, политических, экономических, социальных, военных, этических и всех других отношений.
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ (ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ) ОБРАЗОВАНИЯ; РОСТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ; НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ; ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ; ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ; ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ; КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Приведите примеры проявлений каждой тенденции. Соответствует ли образование в РФ мировым тенденциям? В мировой системе образования выделяют определенные глобальные тенденции: 1. Демократизация системы образования – во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются. 2. Рост продолжительности образования – современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения. 3. Непрерывность образования – в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии. 4. Гуманизация образования – внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям. 5. Гуманитаризация образования – повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе, таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний. 6. Интернационализация процесса образования – создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем. 7. Компьютеризация процесса образования – использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Самая длинная университетская лекция длилась более 50 часов. Она была прочитана в одном из австралийских вузов профессором Барроузом в рамках курса биологии. Наибольшие затраты на среднее и начальное образование на душу населения — у Аляски. Наименьшие — у Сомали. Практически во всех университетах Евросоюза обучается больше женщин, чем мужчин. Исключение составляет Германия. Работники с высшим образованием в США получают в среднем в 2,5 раза больше, чем сотрудники без диплома. Англичанин Роберт Кронин стал самым долгообучающимся студентом. Он поступил в Принстонский университет в 1948 году, а диплом получил спустя 52 года в 2000-ом в возрасте 72-х лет. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
ТЕРМИНОЛОГИЯ: ОБРАЗОВАНИЕ - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - принцип приоритета личности в образовании, формировании ее гуманного мировоззрения и творческого потенциала. ПЛЮРАЛИЗМ - многообразие мнений, взглядов, политических направлений и т.п. как один из принципов демократического устройства общества. СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от религиозных организаций в осуществлении учебно-воспитательной деятельности. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ – социальные институты, с помощью которых происходит перемещение из одной социальной группы в другую (основные социальные лифты по П.Сорокину - армия, церковь, политика, искусство, СМИ, бизнес, семья, образование). На слайде: Огюст Роден. «Мыслитель». 1888.
http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/1.html - текст учебника Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. http://school-collection.edu.ru http://ru.wikipedia.org ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания. http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/obrazovanie-v-sovremennom-mire?seconds=0&chapter_id=351 - ИнтернетУрок «Образование в современном мире».