Кодификатор по обществознанию Глава 1. Человек и общество. Тема 1.11 Обществознание 10 класс Профильный уровень Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353. Москва. Зеленоградский АО. НАУКА, ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ Мышление и деятельность – способы существования человека.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ НАУКА: в широком смысле; в узком смысле. ЦЕЛЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ПРИЗНАКИ (ОСОБЕННОСТИ) НАУКИ: объективность, рациональность; использование особого научного языка; системность; специальные способы (методы) получения знаний; проверяемость (верифицируемость) результатов. ФУНКЦИИ НАУКИ: познавательная; мировоззренческая; прогностическая; социальная; производственная. ТИПОЛОГИЯ НАУК: точные, естественные, социальные, гуманитарные; фундаментальные, прикладные. НАУКА И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС. ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ.
НАУКА определенная система знаний о природе, об обществе, о человеке особый вид духовного производства, целями которого являются получение истинных знаний, их накопление и совершенствование совокупность социальных институтов, в рамках которых осуществляется данное производство ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «НАУКА» В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛЕ НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) УЧЕНЫХ В ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУКАХ АКАДЕМИЯ НАУК, АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НИИ, ВУЗы НАУКА – ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ (наряду с религией, моралью, искусством и др.)
Цель научного познания: постижение истины; открытие объективных законов действительности. Главный двигатель науки – общественные потребности.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ ПРЕДНАУКА –ВОЗНИКНОВЕНИЕЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ КОЛЫБЕЛЬНАУКИ –ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ (ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ) СОВРЕМЕННАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА ОФОРМЛЕНИЕНАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ПРЕВРАЩЕНИЕНАУКИ В ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ СИЛУ ОБЩЕСТВА IV – Iтыс. до н.э. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (Шумер, Египет, Китай, Индия) VI-IV вв. до н.э. АНТИЧНАЯ ГРЕЦИЯ III в. до н.э. – I в.н.э. РИМ XVI – XVIIвв. ЕВРОПА XVIII–XIXвв. ЕВРОПА, АМЕРИКА ХХ –XXIвв. ВЕСЬ МИР СТАНОВЛЕНИЕ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА - в Европе появляются первые научные общества и академии, начинается издание научных журналов.
ПРИЗНАКИ (ОСОБЕННОСТИ) НАУКИ Какие специфические признаки науки вы можете назвать? объективность, рациональность; использование особого научного языка; системность; специальные способы (методы) получения знаний; проверяемость (верифицируемость) результатов.
МЕТОД - это практический или теоретический способ достижения научной цели. ИНДУКЦИЯ – рассуждение от частного (единичного) к общему. ДЕДУКЦИЯ – рассуждение от общего к частному (единичному). АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное выделение какой-либо важной стороны предмета, временное отвлечение от других, мешающих сосредоточению на главном, сторон.
Приведите примеры проявлений каждой функции науки.
ТИПОЛОГИЯ НАУКИ (первый вариант) О НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЕ МАТЕМАТИКА ОБ ОБЩЕСТВЕ ФИЗИКА ХИМИЯ БИОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЯ ЭКОЛОГИЯ и пр. О ЧИСЛАХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ О ЧЕЛОВЕКЕ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКА ПОЛИТОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЯ и пр. ПСИХОЛОГИЯ ФИЛОЛОГИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЕ и пр. ТОЧНЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ
КАК ПРАВИЛО, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ ОПЕРЕЖАЮТ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ПРИКЛАДНЫЕ ПРИКЛАДНАЯ (ЦЕЛЬ – РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ, НАПРИМЕР ХОЗЯЙСТВЕННЫХ, ЗАДАЧ) ТИПОЛОГИЯ НАУКИ (второй вариант) НАУКА ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ (ЦЕЛЬ – ПОЛУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕОЛИТИЧЕСКАЯ (переход от присваивающего хозяйства к производящему) VI – IV тысячелетие до н.э. Присваивающее хозяйство – собиратели и охотники Производящее хозяйство – земледельцы и скотоводы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕОЛИТИЧЕСКАЯ (переход от присваивающего хозяйства к производящему) ПРОМЫШЛЕННАЯ (переход от ручного труда к машинному) VI – IV тысячелетие до н.э. XVIII – XIX вв. Ручной труд – мануфактура Машинный труд – фабрика
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕОЛИТИЧЕСКАЯ (переход от присваивающего хозяйства к производящему) ПРОМЫШЛЕННАЯ (переход от ручного труда к машинному) НТР (превращение науки в производитель-ную силу общества) VI – IV тысячелетие до н.э. XVIII – XIX вв. середина XX в. Леонардо да Винчи (1452-1519). Автопортрет. Проекты Леонардо да Винчи. Почему гениальные проекты Леонардо остались только на бумаге? Советские агитационные плакаты Советские агитационные плакаты Изобретения ученых долгое время не приносили коммерческой выгоды. Только в середине XIX века предприниматели начали применять достижения науки в производстве (например химические красители для тканей). Но массовым явлением слияние науки с производством стало лишь в середине ХХ века.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕОЛИТИЧЕСКАЯ (переход от присваивающего хозяйства к производящему) ПРОМЫШЛЕННАЯ (переход от ручного труда к машинному) НТР (превращение науки в производитель-ную силу общества) VI – IV тысячелетие до н.э. XVIII – XIX вв. середина XX в. конец XX в. ИНФОРМАЦИ-ОННАЯ (обмен информацией с помощью компьютерных сетей)
ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ неоднозначность общественного прогресса (современная наука и техника способны уничтожить человечество); ответственность ученых за методы научной деятельности; ответственность ученых за последствия сделанных ими открытий. Бертран Рассел (1872-1970), британский философ, общественный деятель и математик. Альберт Эйнштейн (1879-1955), физик-теоретик, общественный деятель-гуманист. В связи с тем, что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично заявили, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов. Из Манифеста Рассела — Эйнштейна. 1955 год. Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989) советский физик, один из создателей первой советской водородной бомбы (1953 год). Впоследствии - общественный деятель, диссидент и правозащитник. Манифест Рассела — Эйнштейна — антивоенное воззвание, написанное группой известных учёных в 1955 году. Оно положило начало Пагуошскому движению учёных, выступающих за мир, за разоружение, международную безопасность, за предотвращение мировой ядерной войны и научное сотрудничество. Этот манифест подписали 11 всемирно знаменитых учёных: А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, Б. Рассел, М. Борн, П. У. Бриджмен, Л. Инфельд, Г. Дж. Мёллер, Л. Полинг, С. Ф. Пауэлл, Дж. Ротблат, Х. Юкава. В Манифесте, в частности, говорилось: Мы считаем, что в том трагическом положении, перед лицом которого оказалось человечество, учёные должны собраться на конференцию для того, чтобы оценить ту опасность, которая появилась в результате создания оружия массового уничтожения, и вынести резолюцию в духе прилагаемого проекта… РДС-6с — первая советская водородная бомба, разработанная группой ученых под руководством А. Д. Сахарова и Ю. Б. Харитона. Работы по созданию бомбы начались в 1945 году. Испытана на Семипалатинском полигоне 12 августа 1953 года.
ЭТИКА НАУКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ неоднозначность общественного прогресса (современная наука и техника способны уничтожить человечество); ответственность ученых за методы научной деятельности; ответственность ученых за последствия сделанных ими открытий. Заседание Нюрнбергского процесса. Слушание дел о медицинских экспериментах в концлагерях. Фото Bettmann archives с сайта cursorinfo.co.il. Тяжесть свидетельских показаний, лежащих перед нами, заставляет делать вывод, что некоторые виды медицинских экспериментов на человеке отвечают этическим нормам медицинской профессии в целом лишь в том случае, если их проведение ограничено соответствующими, четко определенными рамками. Из Нюрнбергского кодекса. 1947 год. Новые научные открытия и достижения еще не являются однозначными свидетельствами общественного прогресса и гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо. Каждый ученый должен понимать свою ответственность перед человечеством. После окончания Второй Мировой войны медицинские эксперименты, проводимые немецкими врачами над заключенными концлагерей, послужили поводом для Нюрнбергского трибунала по делу врачей, а также стали толчком для развития Нюрнбергского Кодекса медицинской этики.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ Ускорение роста научного знания, что связано с переработкой огромного количества информации (ее объем удваивается каждые пять-десять лет). Дифференциация и интеграция научного знания Математизация и компьютеризация научных знаний, что является основой новых информационных технологий и совершенствованием форм взаимообмена в научном сообществе. Возрастание роли методологии в структуре научного знания, что связано с необходимостью создания метатеории, методологии и логики науки. Возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества, т.е. и «дочери производства» наука превращается в «мать производства». На карикатуре представлена специфическая тенденция развития науки в современной России. Попробуйте её сформулировать сами.
субъект и объект познания совпадают; общественные науки всегда задевают непосредственно интересы людей; социальное познание всегда нагружено оценкой (естествознание – «истина разума», обществознание – «истина сердца»); открытые законы носят вероятный характер, прогностическая функция ограничена. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК:
ПАРАДОКС ПОЗНАНИЯ ЧЕМ БОЛЬШЕ Я ЗНАЮ, ТЕМ БОЛЬШЕ ГРАНИЦА НЕЗНАНИЯ То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем – бесконечно. П.Лаплас (французский математик, механик, физик и астроном XVIII-XIX вв.).
УЧЕНЫЕ ШУТЯТ Наука есть лучший способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства. Л.А.Арцимович, советский физик, академик. Вице-президент Академии наук В.А.Стеклов, математик: Науки делятся на естественные и противоестественные. Академик С.Ф.Платонов, историк: Нет, милостивый государь, на общественные и антиобщественные. Полемика 20-х гг. ХХ в. на заседании Академии наук. Оптимист думает, что стакан наполовину полон. Пессимист думает, что стакан наполовину пуст. Программист думает, что стакан вдвое больше, чем нужно. Автор неизвестен. Пример научного юмора: шуточный парадокс кошки с маслом Только неграмотный человек на вопрос «Как найти площадь Ленина?» отвечает: «Длину Ленина умножить на ширину Ленина». А грамотный знает, что надо взять интеграл по поверхности. Парадокс кошки с маслом — шуточный псевдопарадокс, основанный на двух народных мудростях: кошки всегда приземляются на лапы; бутерброд всегда падает маслом вниз (закон бутерброда или закон подлости). Противоречие возникает, если рассмотреть кошку, к спине которой прикреплён бутерброд (маслом вверх), падающую на пол.
ТЕРМИНОЛОГИЯ: НАУКА - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. МЕТОД - это практический или теоретический способ достижения научной цели. ИНДУКЦИЯ – рассуждение от частного (единичного) к общему. ДЕДУКЦИЯ – рассуждение от общего к частному (единичному). АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное выделение какой-либо важной стороны предмета, временное отвлечение от других, мешающих сосредоточению на главном, сторон. ЭТИКА - философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. НАУЧНАЯ ЭТИКА — в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству. На слайде: Огюст Роден. «Мыслитель». 1888.
http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/1.html - текст учебника Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. http://ru.wikipedia.org http://www.adme.ru/zhizn-nauka/o-chem-shutyat-uchenye-770560/#image8974710 - ученые шутят. http://www.adme.ru/zhizn-nauka/o-chem-shutyat-uchenye-725910/ - ученые шутят. http://fmo.kemsu.ru/articles.php?article_id=40 – ученые шутят. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания. http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/nauka?seconds=0&chapter_id=351 - ИнтернетУрок «Наука».