Кодификатор по обществознанию. Глава 1. Человек и общество. Тема 1.6. Обществознание 10 класс. Профильный уровень. Ульева О.В., учитель истории и обществознания ГБОУ Школа № 1353. Москва. Зеленоградский АО. ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Определение понятия потребность. Виды потребностей: биологические; социальные; духовные. Пирамида потребностей А.Маслоу. Разумные потребности. Ложные потребности. Определение понятия интерес. Задатки. Способности, талант, гениальность. Пять основных групп профессий: человек-природа; человек-техника; человек-человек; человек-знаковая система; человек-художественный образ.
ПОТРЕБНОСТЬ – нужда человека в чем-либо. ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА (первая типология) БИОЛОГИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ ПИЩА; ОДЕЖДА; ЖИЛИЩЕ; ГИГИЕНА и пр. ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ; ОБЩЕСТВЕННАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ и пр. ЗНАНИЯ; ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СОЗДАНИЕ ПРЕКРАСНОГО и пр.
ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ (вторая типология) МАСЛОУ АБРАХАМ (1908-1970). Американский психолог. ЭКЗИСТЕНЦИЯ - существование (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo -выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую). ПРЕСТИЖ – авторитет, влияние. Человек может прожить: Без еды 40-45 дней, Без воды 7-10 дней, Без сна 4дня, Без воздуха от3 до 5 минут.
От чего еще (кроме самого человека) зависят его потребности? ОТ ВРЕМЕНИ,В КОТОРОМ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК ОТУРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА
РАЗУМНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ они ограничены имеющимися природными ресурсами; они не должны причинять неудобства другим людям; они должны развивать в человеке его лучшие (человеческие) качества.
организм человека в них не нуждается; они не нужны для общения с другими людьми; они не нужны для самореализации человека. ЛОЖНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Приведите примеры ложных потребностей.
ИНТЕРЕС – (лат. interest – иметь значение) – ИНТЕРЕСЫ ПО ИХ НОСИТЕЛЮ: индивидуальные групповые всего общества ПО НАПРАВЛЕННОСТИ: экономические социальные политические духовные Используя представленную типологию определите, какие интересы представлены на иллюстрациях. целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности. Нет. Мы еще не начали процесс пересмотра границ избирательных округов. Мы просто чертим линии политического боя. Рисунок 1 – индивидуальные, духовные; Рисунок 2 – групповые, политические; Рисунок 3 – индивидуальные, экономические; Рисунок 4 – индивидуальные, социальные.
Удовлетворение потребностей во многом зависит от наших способностей, умений и талантов. Определите разницу между этими понятиями. БИО БИО+СОЦ ВРОЖДЕННЫЕ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЕНИИ – сверхталантливые люди, приносящие что-то новое в жизнь людей. Способности – это особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют врожденный, природный фундамент, который называется задатками, их можно как развивать, так и погубить в человеке. Талант – это выдающиеся способности человека, проявляющиеся в его деятельности. Талант может быть не использован или растрачен по мелочам, если человек будет заниматься видами деятельности, не имеющими отношения к таланту (например, торговать при таланте художника). Отличие гения от талантливого человека в том, что деятельность гения оставляет след в истории человечества.
Каких гениев Вы узнали 1 – Леонардо да Винчи, 2 – Уолт Дисней, 3 – Николай Гоголь, 4 – Марк Твен, 5 – Людвиг ван Бетховен, 6 – Говард Лавкрафт, 7 – Альберт Эйнштейн, 8 – Джон Толкин, 9 – Владимир Маяковский, 10 – Дмитрий Менделеев, 11 – Чарльз Дарвин, 12 – Рихард Вагнер, 13 – Сальвадор Дали, 14 – Франческо Петрарка, 15 – Винсент ван Гог, 16 – Вильям Шекспир, 17 – Эдгар По, 18 – Франц Кафка, 19 – Зигмунд Фрейд, 20 – Федор Достоевский, 21 – Брем Стокер, 22 – Александр Пушкин, 23 – Фридрих Ницше, 24 – Эрвин Шрёдингер.
Разрабатывая электрическую лампочку, Томас Эдисон исписал 40 000 страниц. Вольфганг Амадей Моцарт начал сочинять музыку в 3 года. Ханс Кристиан Андерсен не мог грамотно написать практически ни одного слова. А.Эйнштейн не говорил ни слова до 3 лет, но в 12 лет он разбирался в евклидовой геометрии. Винсент Ван Гог продал при жизни лишь одно свое произведение - Red Vineyard at Arles. Известный афоризм Бонапарта: «Наполеон спит 4 часа, старики – 5, солдаты – 6, женщины – 7, мужчины – 8, а 9 спят только больные». ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ГЕНИЯХ
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ГРУПП ПРОФЕССИЙ 1 5 4 3 2 ЧЕЛОВЕК- ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА Приведите примеры профессий для каждой группы.
ТЕРМИНОЛОГИЯ: ПОТРЕБНОСТЬ – нужда человека в чем-либо. ИНТЕРЕС - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности. ЗАДАТКИ — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. СПОСОБНОСТИ – это особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью. ТАЛАНТ – это выдающиеся способности человека, проявляющиеся в его деятельности. ГЕНИЙ – сверхталантливый человек, приносящий что-то новое в жизнь людей. На слайде: Огюст Роден. «Мыслитель». 1888.
http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/1.html - текст учебника Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. http://school-collection.edu.ru http://ru.wikipedia.org ЭТО ИНТЕРЕСНО: ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: САЙТЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/ - официальный портал ЕГЭ (календарь экзаменов; кодификатор, спецификация, демоверсия; шкала перевода баллов; личный кабинет). http://fipi.ru – открытый банк заданий ЕГЭ. http://soc.reshuege.ru – банк заданий ЕГЭ, возможно проверить ответы, есть комментарии ко всем вопросам. http://stupinaoa.narod.ru/index/0-20 - здесь можно найти развернутые планы и критерии оценивания по различным темам курса обществознания. http://ikpik.ru/324-pasporta-genialnyh-lyudey-dvadcatogo-veka-foto.html - паспорта гениальных людей двадцатого века (фото). http://natali5.com/?p=2353 – интересные факты из жизни великих людей.