Специфика изучения глагола в начальной школе по системе Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI века»
Цель исследования на основе изучения особенностей учебно-методического обеспечения программы Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI века» по русскому языку, анализа научно-методической литературы по изучению глагола в начальной школе, а также планирования работы по русскому языку в 4 классе разработать содержание уроков по изучению глагола в 4 классе начальной школы и экспериментально проверить эффективность данной работы
Объект исследования – процесс формирования грамматических навыков на уроках русского языка в начальной школе при изучении глагола.Предмет исследования- содержание дидактического материала и способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению грамматических навыков при изучении глагола.
Рабочая гипотеза исследования: я предполагаю, что работа по изучению глагола на основе программы Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI века» будет эффективной, если существенно скорректировать и адаптировать данную систему непосредственно к каждому классу, исходя из уровня развития детей, степени восприятия ими учебного материала.База исследования:4 Г класс средней общеобразовательной школы № 62 с углубленным изучением отдельных предметов Авиастроительного района г.Казани РТ.
Целями обучения русскому языку по программе Н.Ф.Виноградовой являются: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;развитие устной и письменной речи учащихся, языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Особенности программы методика обучения строится на приоритетном использовании наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.
Учебно-методический комплект программы состоит из двух направлений:для учащихся (учебники, рабочие тетради) коррекционно-развивающие рабочие тетрадидля учителя (так называемый «шлейф») - книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.
Особенности программы русского языка (учебник русского языка С.В.Иванова) материал излагается с целью не только заучивания, «зазубривания», а с такой целью, чтобы ученик понял, для чего существуют лингвистические понятия и категории;многие новые темы изучаются на основе выведения правила самими учащимися, для чего ставятся проблемные вопросы, ситуации, вспоминается пройденный материал, таким образом, на основе анализа и синтеза развивается не только чувство языка, но и интерес, логическое мышление; для этого в программе созданы специальные рубрики «Давай подумаем», «Обрати внимание», «Вспомни», «Тайны языка»;для целей развития культуры речи в программе предусмотрен раздел «Говори правильно»;в программе введен новый для четвероклассников раздел «Наклонение глагола»;
Планирование уроков по изучению глагола в 4 классе На уроках русского языка я использую учебник Русский язык. 4 класс. Иванов С. В., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю.Для индивидуальной работы - рабочую тетрадь Кузнецовой М.И. Учусь писать без ошибок. 4 класс.На уроках помимо образовательных (изучение нового материала о глаголах, повторение пройденного) ставлю задачи развивающие, воспитательные.Мы знакомимся с наклонением глагола (данная тема отмечена как трудная), но уроки проходят только на уровне знакомства, размышлений, ввода в данную тему. В общем, авторы программы не советуют отступать от программы, вводить какие-либо совершенствования, чтобы у детей не было дезориентированности, загруженности и т.д. Поэтому стараюсь в работе придерживаться рекомендаций авторов программы.
Констатирующий эксперимент 1 этап – диагностика знаний по теме «Глагол»
Формирующий эксперимент ИгрыИгры-путешествияИгры-экскурсииИгры-спектакли по теме «Глагол»Результат работы - дети начинают по-другому относиться к слову и сами становятся авторами языковых игр, то есть активными творцами.
Контрольный эксперимент