Морфологические признаки глагола Автор: Салимова Мадина Ганиятулловна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия г.Сафонова Смоленской области
ГЛАГОЛ Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Морфологические признаки I Начальная форма – инфинитив (ЧТО ДЕЛАТЬ?) фехтовать
II Постоянные признаки Вид: совершенный или несовершенный
Спряжение I спряжение все глаголы НЕ на -ить Исключения: брить, стелить
Переходные и непереходные глаголы Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет – сущ. В.п.: читаю книгу пишу письмо смотрю фильм Непереходные глаголы – все остальные глаголы: войти в дом шёл лесом Возвратные глаголы – непереходные улыбнуться другу осмотреться в лесу
Переходные и непереходные глаголы Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет – сущ. В.п.: читаю книгу пишу письмо смотрю фильм Непереходные глаголы – все остальные глаголы: войти в дом шёл лесом Возвратные глаголы – непереходные улыбнуться другу осмотреться в лесу
III Непостоянные признаки
Изъявительное наклонение
РОД Прошедшее время Читала работал Сослагательное (условное) наклонение играл бы играла бы
ЧИСЛО ЕДИНСТВЕННОЕ печатает МНОЖЕСТВЕННОЕ разговаривают
ЛИЦО Единственное число 1 лицо Я ЛЕЧУ 2 лицо ТЫ ЛЕЧИШЬ 3 лицо ОН, ОНА,ОНО ЛЕЧИТ Множественное число 1 лицо МЫ ЛЕЧИМ 2 лицо ВЫ ЛЕЧИТЕ 3 лицо ОНИ ЛЕЧАТ
Синтаксическая роль СКАЗУЕМОЕ (что делает?) Ветер клонит деревья. ПОДЛЕЖАЩЕЕ (что?) Учиться – всегда пригодится. ОПРЕДЕЛЕНИЕ (какой?) Жилин не терял надежды (какой?) бежать. ДОПОЛНЕНИЕ (чему?) Человек учится (чему?) понимать природу. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (зачем?) Я вернулся назад (зачем?) любоваться заливом.
Благодарим За внимание!
Источники Русский язык . 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская и др. –М.: Дрофа, 2007. Из коллекции Microsoft Office