Формирование у школьников познавательных универсальных действий: мотивационный аспект.
Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта Способность Совокупность УУД учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса И способов её преодоления (Как узнать?) Умение учиться Способность определять недостаточность своих знаний (Что не знаю?)
Универсальные учебные действия личностные регулятивные познавательные коммуникативные
Познавательные УУД Это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по переработке, систематизации,обобщению и использованию полученной информации Формулирование познавательной цели; Применение методов информационного поиска; Структурирование знаний; Работа с текстами различных видов; Создание алгоритмов деятельности; Моделирование. Анализ; Синтез; Сравнение; Подвеление под понятие; Установление причинно-следственных связей; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование; Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов ее решения Постановка и решение проблемы общеучебные логические
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Формирование мотивации познавательной деятель- ности без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развитие активности. Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания образцов деятельности, различных методических или дидактических средств, последовательности выполняемых действий, особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса. Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл. Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет свого действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности. Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания.
Факторы, формирующие познавательную активность учащихся, можно выстроить в следующую цепочку: Познавательный интерес Познавательная деятельность Познавательная активность Мотивы
Создание и поддержание мотивации познавательной деятельности зависит от: Мотивация – процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы, влияющие на активность или пассивность поведения понимания учащимися необходимости данной информации; осознания ими связи между частными учебными задачами и основной; понимания предложенного учебного материала; положительных эмоций, возникающих от процесса деятельности («понравилось») и достигнутого результата Мотив – побуждение к активности, деятельности Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение, в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы. Реальные учебные достижения учеников, таким образом, могут быть самыми разными: от освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности. Существенно, что достижения учащихся не могут быть ниже уровня, определенного как обязательный (базовый), что отвечает требованию преемственности в образовании. Использование уровневой дифференциации вносит определенные изменения в учебный процесс, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками. В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Естественно, что и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Наконец, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки. При этом данная технология предоставляет свободу учителю в выборе методов, средств и форм обучения – все это находится полностью в компетенции учителя, подчиняясь его личностным особенностям, методическим пристрастиям и т.п. Апробация этого подхода свидетельствует о том, что он способствует созданию психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств; обеспечению условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям; формированию системы опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении; формированию системы оценки и самооценки, адекватной реальным достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той иной образовательной траектории. Выбор данного подхода обусловлен тем, что основанные на нем педагогические технологии обладают значительным воспитательным и развивающим, а также здоровьесберегающим потенциалом, что отвечает современным приоритетным потребностям личности, общества и государства.
Создание ситуации заинтересованности Создание проблемной ситуации Использование аналогий, сравнений, противоречий Организация познавательных игр (ролевых, деловых) Использование мето- да целесообразных задач и задач с практи- ческим содержанием Создание на уроке ситуации успеха Использование исторического материала Использование метода анализа жизненных ситуаций С целью формирования познавательных мотивов целесообразно применять Такие приёмы и методы:
РЕФЛЕКСИЯ – спецефически человеческая способность, которая позволяет субъекту делать собственные мысли, эмоциональное состояние, действия и межличностные отношения предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования. Осознание учебной задачи чему я буду учиться? Понимание цели учебной деятельности чему я научился на уроке? каких целей добился? чему буду учится завтра? рефлексия Оценка способов действий какие законы и свойства мне необходимы, чтобы решить данную задачу?
«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - Всё, что может сделать учитель, это указать дорожки». Р. Олдингтон