Щелочные и щелочноземельные металлы Учитель химии ДОШ № 13 Мирошниченко Т.Н.
Девиз урока : Опыт – основа познания
Обобщить и системати-зировать знания о ще-лочных и щелочнозе-мельных металлах Обобщить и системати-зировать знания о ще-лочных и щелочнозе-мельных металлах Научить характери-зовать элементы по положению в периоди-ческой таблице Рассмотреть физ. и хим. свойства, применение соединений щелочных и щелочноземельных металлов Научить анализировать и обрабатывать услы-шанное на уроке Развивать коммуника-тивные умения учащихся Воспитывать экологическую культуру учащихся
РАЗМИНКА : №1. В состав ляписа входит серебро. – эл. Степень окисления галлия +3. – эл. Алюминий легкий металл. – пр. Натрий «бегает» по воде. – пр. Галлий плавится в ладони. – пр. Электроотрицательность цезия меньше электроотрицательности кислорода.–эл. Максимальная оценка 3 балла. ( 6 вопросов по 0,5 балла ) №2. Использование лития в электротехнике обуславливают свойства: металлический блеск, ковкость, электропроводность, серебристый цвет. Подчеркните правильные ответы. Максимальная оценка 1 балл. № 3. Составьте формулы оксидов цезия и радия. Cs2O RaO Максимальная оценка 2 балла.
Щелочные металлы : Это Li литий, Na натрий, K калий, Rb рубидий, Cs цезий, Fr франций. Щелочноземельные металлы : Это Mg магний, Ca кальций, Sr стронций, Ba барий и Ra радий.
Положение в периодической таблице. Строение атома В периодической системе находятся в главной подгруппе I и II группы. Являются сильными восстановителями, отдают 1ē, 2 ē, во всех соединениях проявляют степень окисления +1, +2. Li +3 2ē, 1ē Na +11 2ē, 8ē, 1ē K +19 2ē, 8ē, 8 ē, 1ē Mg +12 2ē, 8ē, 2ē Ca +20 2ē, 8ē, 8 ē, 2ē
Физические свойства щелочных металлов цвет пламени þ t плавления 0,53 г/см3 179 С0 0,97 г/см3 98 С0 0,86г/см3 64 С0 1,52г/см3 39 С0 1,87 г/см3 29 С0 В природе не сущ. в таких количествах, необходимых для изучения его свойств
Физические свойства щелочноземельных металлов цвет пламени þ t плавления 1,74г/см3 651 С0 1,54г/см3 851С0 2,63г/см3 770С0 3,76г/см3 710С0
Химические свойства 1. Взаимодействуют с кислородом с образованием оксидов ( основных ) 4Me0 +O2 → 2Me2+1O-2 2Me0 +O2 → 2Me+2O-2 2. Взаимодействуют с водородом с образованием гидридов. 2Me0 +H2 → 2Me+1H Me0 +H2 → Me+2H2 3. Взаимодействуют с неметаллами. 2Me0 +Cl02 → 2Me+1Cl Me0 +Cl02 → Me+2Cl2 2Me0 +S0 → Me2+1S-2 Me0 +S0 → Me+2S-2
Химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов Щелочные металлы – _сильные восстановители, взаимодействуют с простыми и сложными веществами. С галогенами 2Li + F2 =2 LiF Сa + Cl2 = СaCl2 C кислородом 4Li + O2 =2Li2O 2Сa + O2 = 2СaO 3) С водородом 2Na + Н2 = 2NaН Сa + Н2 = СaН2 4) С азотом 6 Li + N2 = 2Li 3N 3Сa + N 2 = Сa3N 2 5) С водой 2 Li + 2Н2О = 2LiОН + Н2 Сa + 2Н2О = Сa (ОН) 2 + Н2 6) С кислотами 2Na + Н2SО4 = Na2SО4 + Н2 Сa + Н2SО4 = СaSО4 + Н2
Горение магния
Взаимодействие натрия с водой
Проверка знаний 2Mg + O2 = 2MgO 1 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 1
Проверка знаний Задание 5. Вывод о свойствах металлов. Заполните пропуски нужными словами. Радиус атомов металлов больше радиуса атомов неметаллов. Во всех соединениях ионы металлов имеют положительные степени окисления. При комнатной температуре металлы находятся в твердом агрегатном состоянии, за исключением ртути Металлы обладают характерным блеском. Они хорошо проводят эл. ток и тепло. Самый тяжёлый металл – осмий, самый легкий – литий, самый тугоплавкий – вольфрам, самый легкоплавкий – ртуть. 0,2 *12 = 2,4
Проверка знаний Сравните атомы элементов, поставив знаки <, > или = вместо *: а) заряд ядра: Mg *< Ca, Na *< Mg, Ca > * К; б) число электронных слоев: Mg *< Ca, Na * = Mg, Ca * = К; в) число электронов на внешнем уровне: Mg * = Ca, Na *< Mg, Ca > * К; г) радиус атома: Mg *< Ca, Na = * Mg, Ca = * K; д) восстановительные свойства: Mg *< Ca, Na * > Mg, Ca *< K.
Проверь себя (самостоятельная работа ) Дополните схемы взаимодействия щелочных ( 1 вар. ) и щелочноземельных ( 2 вар. ) металлов с неметаллами общими формулами и названиями продуктов реакции. 1. Запишите конкретные уравнения реакции: а) Ме + S = ______ б) Ме + N2 = _______ ____________________________ в) Ме + Н 2 = _______ г) Ме + С12 = ______ Пример: ___________________ 2. Допишите уравнения реакций: 1 вар. а) Са + H2O→ ……………2 вар. а) Mg + НСl→…………… б) Li + НСl→……………… б) Nа + H2O→ ……… в) Ва + О2→………………… в) K + О2→…………… 3. Осуществить превращения по схеме: 1 вар. 2 вар. Ме → МеО → Ме(ОН)2 → МеSО4 Ме → Ме2 О → МеОН → Ме2 SО4
Рефлексия. Что запомнилось на уроке, что понравилось. А) Что я узнал о химических свойствах металлов? Б) Для чего необходимо знать химические свойства металлов? В) Что бы Вы могли предложить для лучшего усвоения материала по данной теме?
6. Домашнее задание. * Подготовить сообщение о практическом применении любой соли щелочного или щелочноземельного металла. * Решить генетическую схему : Ca CaO Ca(OH)2 CaCl 2 CaCO3 CO2 Na2CO3 NaCl
Домашнее задание: Подготовить сообщение о практическом применении любой соли щелочного или щелочно-земельного металла. Решить генетическую схему : Ca CaO Ca(OH)2 CaCl2 CaCO3 CO2 Na2CO3 NaCl