Урок № 58. «Химические свойства солей». Лабораторный опыт № 11 Урок химии в 8 классе по учебнику Габриелян О. С. Учитель химии МОУ «Цибикнурская основная общеобразовательная школа» Ласточкин Э. А.
Цель работы: Провести реакции, характеризующие общие химические свойства солей.
1. Взаимодействие солей с щелочами Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки (3 шт.), спиртовка, спички, пробиркодержатель; растворы гидроксида натрия (0,5 моль/л), гидроксида калия (0,5 моль/л), сульфата аммония (0,5 моль/л), хлорида или нитрата бария (0,25 моль/л), сульфата железа (III) (0,5 моль/л).
1. Взаимодействие солей с щелочами Правила техники безопасности
1. Взаимодействие солей с щелочами Содержание и порядок выполнения опыта1.В трех пробирках слейте попарно по 1—2 мл растворов веществ:1-япробирка: сульфат железа (III) и гидроксид натрия;2-япробирка: сульфат аммония и гидроксид калия;3-япробирка: нитрат бария и гидроксид калия.2.Немного нагрейте содержимое 2-й пробирки и определите по запаху один из продуктов реакции.3.Оформите отчет, заполнив таблицу 7.
1. Взаимодействие солей с щелочами
1. Взаимодействие солей с щелочами 4. Ответьте на вопрос: при каких условиях соли взаимодействуют с щелочами?Соли взаимодействуют с щелочами: если образуется осадок или выделяется газ.
2. Взаимодействие солей с кислотами Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки (3 шт.), растворы силиката натрия (0,5 моль/л), карбоната натрия (0,5 моль/л), нитрата натрия (0,5 моль/л), серной кислоты (1 : 5), азотной кислоты (1 : 3).
2. Взаимодействие солей с кислотами Правила техники безопасности
2. Взаимодействие солей с кислотами Содержание и порядок выполнения опыта1.В трех пробирках слейте попарно по 1—2 мл растворов веществ:1-япробирка: силикат натрия и серная кислота;2-япробирка: карбонат натрия и азотная кислота;3-япробирка: нитрат натрия и серная кислота.2.Оформите отчет, заполнив таблицу 8.
2. Взаимодействие солей с кислотами
2. Взаимодействие солей с кислотами 3. Ответьте на вопрос: при каких условиях соли взаимодействуют с кислотами? В случае, если образуется осадок или выделяется газ.
3. Взаимодействие солей с солями Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки (2 шт.); растворы хлорида бария (0,25 моль/л), сульфата натрия (0,5 моль/л), нитрата серебра (0,01 моль/л).
3. Взаимодействие солей с солями Правила техники безопасности
3. Взаимодействие солей с солями Содержание и порядок выполнения опыта1.Проведите качественные реакции, подтверждающие состав хлорида бария, используя в качестве реактивов только соли.2.Отчет оформите, заполнив таблицу 9.
3. Взаимодействие солей с солями
4. Взаимодействие растворов солей с металлами Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки (3 шт.), пинцет; металлы: железо (скрепка или гвоздь), свинец (пластина), медь (проволока), растворы сульфата меди (II) (0,5 моль/л) и сульфата железа (II) (0,5 моль/л).
4. Взаимодействие растворов солей с металлами Правила техники безопасности
4. Взаимодействие растворов солей с металлами Содержание и порядок выполнения опыта1.Возьмите три пробирки. В 1-ю пробирку поместите кусочек железной проволоки (скрепку), во 2-ю — свинцовую пластину, а в 3-ю — медную проволоку.2.Налейте в 1-ю и 2-ю пробирки по 2—3 мл раствора сульфата меди (II), а в 3-ю — раствор сульфата железа (II).3.Через 5 минут извлеките с помощью пинцета металлические предметы из растворов и рассмотрите их.4.Оформите отчет, заполнив таблицу 10. 5. Сделайте вывод о том, в какой из пробирок произошла химическая реакция.
4. Взаимодействие растворов солей с металлами
4. Взаимодействие растворов солей с металлами 6. Сделайте вывод о взаимодействии растворов солей с металлами, вставив пропущенные слова.Растворы солей взаимодействуют с металлами при соблюдении следующих условий:каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлыметаллы, находящиеся в ряду напряженийправее его;в результате реакции должна образоваться растворимая соль;для таких реакций не рекомендуется использовать щелочныеметаллы (Li, Na, K ), так как они взаимодействуют с водой (последнее условие в лабораторной работе не рассматривалось).
Задание на дом: Прочитать §41,Выполнить упр. 1—5,Повторить §§ 38 – 40 , Подготовиться к проверочной работе.
Спасибо за внимание!