МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ Лектор: к.х.н., доцент Балдина Людмила Ивановна Уральский государственный университет им. А.М. Горького ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА НАКОПЛЕНИЯ БАЛЛОВ Вид деятельности Пояснения (критерии) Количество баллов аудиторная работа участие в обсуждении; ответы на задания письменно 10 Самостоятельная домашняя работа 3 работы 3*20=60 Реферативная работа 10-20 стр. 30 Итоговое тестирование (зачет) 100
Самостоятельная домашняя работа 7 – 9 неделя Составление алгоритма выполнения заданий Составление тематического плана урока (темы) или составление конспекта урока (темы) 10 - 14 неделя Составление заданий для контрольных мероприятий 15 - 17 неделя
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Тема 1. Введение Предмет методики преподавания химии Методика учебного предмета – педагогическая наука, занимающаяся исследованием закономерностей обучения определенному предмету Методика преподавания (обучения) химии – педагогическая наука, занимающаяся исследованием закономерностей обучения химии Дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Педагогическая наука Образование – овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-этической культуры, вследствие чего они приобретают определенный образ и индивидуальное своеобразие Обучение — процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков и способов познавательной деятельности человека. Образованность - качество личности, которое характеризует ее способность использовать в своей познавательной и практической деятельности продукты материального и духовного труда людей, руководствуясь социальными нормами и духовными ценностями
Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (информация, включенная в структуру личности) Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства
Педагогический эксперимент - строго контролируемое педагогическое наблюдение процесса, целесообразно и планомерно осуществляемое Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников – анкет Количественные методы: - статистический - шкалирование ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Традиционные методы Наблюдение Изучение опыта, первоисточников Анализ школьной документации Изучение ученического творчества Беседы (интервьюирование) Современные методы
Дидактическая модель обучения химии ЦЕЛЬ (Зачем учить? Кого учить?) ПРИНЦИПЫ (Почему и как учить?) СОДЕРЖАНИЕ (Чему учить?) ФОРМЫ (Где и когда учить?) СРЕДСТВА (При помощи чего учить?) МЕТОДЫ (Как учить?) КОНТРОЛЬ, ДИАГНОСТИКА (Каковы результаты обучения?) П Р Е П О Д А В А Н И Е У Ч Е Н И Е
Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия Главная цель химического образования в средней школе – формирование химически грамотной, достаточно социально и культурно развитой, профессионально компетентной личности, готовой к дальнейшему химическому образованию и самообразованию, а также к профессионализации и специализации Основные задачи школьного курса химии: Формирование научной картины окружающего мира и развитие естественнонаучного мировоззрения Развитие химического мышления, умения анализировать явления окружающего мира в химических терминах Популяризация химического знания и внедрение представлений о роли химии в повседневной жизни Развитие экологического мышления и знакомство с современными химическими технологиями Формирование практических навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни Пробуждение живого интереса у школьников к изучению химии как в рамках школьной программы, так и дополнительно
Принципы дидактики Дидактические принципы – это положения, которые определяют: цели обучения, обусловленные общественными потребностями закономерности процесса обучения способы использования этих закономерностей в частных методиках условия обучения научности обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; преемственности, последовательности и систематичности обучения; фундаментальности и прикладной направленности обучения; воспитывающего обучения; единства группового и индивидуального обучения; сознательности и творческой активности обучаемых; доступности обучения; наглядности обучения;
продуктивности и надежности обучения системности обучения действенности обучения развивающего обучения положительного эмоционального фона обучения связь обучения с жизнью, практикой мотивации обучении гуманитаризации обучения гуманизации обучения проблемности обучения высокий уровень сложности обучения профессиональной направленности перехода от обучения к самообучению обучение в быстром темпе межпредметные связи в обучении Принципы дидактики