Анализ рынка косметики и парфюмерии премиум класса. Перспективы развития.
Введение Рынок парфюмерии и косметики считается одним из самых быстрорастущих в мире. В 2010 году объем рынка вырос до отметки в 10,2-10,4 млрд. долл., а темпы роста составили около 5-7% по отношению к 2009 году.К концу 2011 года рынок парфюмерии и косметики может достигнуть темпов роста в 12-13%.
Количественные показатели Рынка косметики и парфюмерии, 2009-2011 гг.
Ценовые сегменты рынка косметики и парфюмерии Рынок парфюмерии и косметики включает в себя два ценовых сегмента: масс-маркет и премиум.По сравнению с 2009 годом в 2010 г. сегмент «премиум» вырос на 44,7%, а сегмент «масс-маркет» - на 4,0%. Высокие темпы роста премиального сегмента можно объяснить восстановлением данного сектора после серьёзного падения в кризисный 2009 г. Сегмент «масс-маркета» в кризис практически не пострадал, поэтому его рост не настолько существенен.
Количественные показатели рынка парфюмерии и косметики по сегментам, 2009-2010 гг.
Сегмент класса премиум Рынок косметики и парфюмерии можно разделить на следующие сегменты:декоративная косметикасредства по уходу за кожейпарфюмерия средства для бритьядезодоранты прочая косметикаЭта же сегментация справедлива и для косметики и парфюмерии класса «люкс».Стоит отметить, что рынок косметики класса премиум в России практически полностью состоит из импортной продукции.* ( по данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации)
Доли сегментов парфюмерно-косметического рынка класса «люкс»
Объем и емкость рынка косметики класса «премиум» Объем рынка косметики класса «премиум» по оценкам аналитиков ГК Step by Step в 2010 году составил 1,02 млрд. долл., т.е. 10 % от всего рынка парфюмерии и косметики в денежном выражении. В натуральном выражении доля рассматриваемого сегмента в 2010 году составляла около 15-20%*.В 2010 году емкость премиального сегмента составила около 2 млрд. долл. Следовательно, рынок является ненасыщенным, но в преддверье второй волны кризиса темпы роста будут замедляться.*по данным экспертов «Yazykov-Group».
Количественные показатели рынка косметики премиального сегмента 2009-2011 гг.
Состояние сегмента «люкс» Эксперты отмечают относительную стабильность сегмента «люкс» как в кризис, так и на данный момент. В кризисный период отмечалось некоторое снижение объёмов продаж в данном сегменте, однако, некритическое, так как потребители, ранее покупавшие парфюмерию и косметику «люкс»-класса, не прекратили её покупать, лишь некоторые из них перешли в сегмент масс-маркета.
Состояние сегмента «люкс» в кризисный период Стоит отметить, что за первые 5 месяцев 2009 года объемы продаж премиальных средств по уходу за кожей сократились на 16%. Прежде всего, это коснулось средств по уходу за телом, очищающих и тонизирующих средств для лица.В 3 квартале 2009 г. ситуация с продажами в России стабилизировалась.В течение 2009-2010 годов потребление премиальной декоративной косметики сократилось в 1,5 - 2 раза, а её доля в секторе декоративной косметики сократилась с 36,4% до 15-20%.
Изменение доли декоративной косметики люкс-сегмента в общем объёме декоративной косметики, 2008-2010 (оценочно)
Каналы сбыта В сегменте «люкс» продукцию чаще всего приобретают через сетевую розницу. Среди дистрибьюторов косметики и парфюмерии класса «люкс» наблюдается высокая конкуренция, наиболее активными игроками в данном сегменте являются: ГК Градиент ( L’Oreal, Helena Rubinstein, PROCTER & GAMBLE )Единая Европа-Холдинг (PACO RABANNE, PUMA, PRADA, SONIA RYKIEL, VERSACE)
Доли каналов продаж продукции класса «премиум» Аналитики ГК Step by Step, проанализировав экспертные мнения, пришли к выводу, что в премиум сегменте доля продаж через парфюмерно-косметические сети составляет около 85%. Остальная часть продукции приходится на отдельные специализированные магазины.
Региональные особенности сегмента Сегмент «премиум» класса, лучше всего развит в «городах-миллионниках», таких как Москва, Санкт- Петербург, Екатеринбург и так далее.Эксперты отмечают высокий потенциал и Москвы, и Санкт-Петербурга, несмотря на то, что они являются самыми развитыми в данной сфере городами. Скорее всего, это объясняется недостаточной насыщенностью рынка. Наиболее перспективными регионами РФ являются Уральский и Дальневосточные федеральные округа, также некоторые эксперты выделяют Южный федеральный округ.**по данным «Yazykov-Group»
Основные торговые марки На рынке парфюмерии и косметики около 60-70 % рынка занимает концерн «L’Oreal», который, выпускает и косметику класса «люкс» и косметику масс-маркет.В качестве крупнейших брендов в сегменте «люкс» можно выделить:ChanelChristian Dior Estee LauderGivenchyбренды концерна Wella Shisiedo Vichy бренды концерна Johnson &Johnson L’OrealLa Prairie бренды концерна Procter&Gamble Yves Saint Laurent.
Доли марок косметики и парфюмерии в 2009-2010 гг.
Продвижение брендов на Рынке Активность брендов на рынке проявляется через маркетинговую деятельность компании. Наиболее активными брендами в сегменте «премиум» на российском рынке в настоящий момент являются:Chanel DiorEstee LauderGivenchyGuerlainNina RicciPaco Rabanne ShiseidoSisley.
Параметры активности бренда в сегменте Активность данных брендов проявляется в следующих способах продвижения продукции:проведение мастер-классовобучение клиентов правильному использованию косметики и парфюмерии («школы красоты»)индивидуальная работа с покупателямивнимание к потребителям продукцииоповещения о программах лояльности в местах продажактивная реклама (ТВ, наружная реклама, СМИ)
Барьеры входа на рынок Основным барьером для входа нового игрока в сегмент «люкс» на рынке парфюмерии и косметики являются:высочайшая конкуренция в сегменте, не только среди производителей, но и среди дистербьютеровограниченность спроса и ориентация на узкую группу потребителейвысокие затраты на продвижение продукции
Тенденции развития премиального сегмента Можно выделить следующие тенденции развития в сегменте премиум косметического рынка:Индивидуальный подход к каждому клиенту среди компаний-поставщиковОригинальный подход к оформлению парфюмерно-косметических средствУвеличение потребления декоративной косметики, ориентированной на молодую аудиториюСохранение спроса на «классику» в сегменте парфюмерии (небольшой объём флаконов, строгость упаковки)Усиление контроля со стороны потребителей по отношению к сертифицированности люксовой парфюмерииУсиление значения престижа марки
Причины выбора косметики и парфюмерии класса «премиум»Основными потребителями косметики класса люкс являются женщины в возрасте от 25 до 50 лет с доходом выше среднего.Выбор косметики из премиум сегмента обусловлен следующими факторами:уверенность в том, что элитная косметика класса «люкс» более благотворно влияет на кожу лица и телаболее широкий ассортимент биокосметикиморальное удовлетворение от покупки косметики и парфюмерии премиум-сегмента
Спасибо за внимание!Группа компаний Step by StepДорогу осилит идущий!