Тема урока: «Аминокислоты»
Микро-темы урока: 1. Последовательность изучения новой темы 2.Творческое задание №1. 3.Творческое задание №2. 4.Определение аминокислот как класса органических соединений. 5. Номенклатура АК: Международная номенклатура АК. Номенклатура аминокислот с использованием букв греческого алфавита. Исторически сложившиеся названия аминокислот. 6.Изомерия АК: Изомерия углеродного скелета АК. Изомерия положения аминогруппы. 7.Творческое задание №3. 8. Физические свойства АК. 9. Получение аминокислот. 10.Творческое задание №4. 11.Творческое задание №5. 12.Твоческое задание №6. 13.Горение АК. 14.Реакция этерификации для АК. 15.Выводы по уроку. 16.Домашнее задание.
Последовательность изучения новой темы
Творческое задание № 1. Рассмотрите слово «Аминокислоты » с точки зрения словообразования.
Ответ . «Аминокислоты »
Творческое задание №2. Предложите общую формулу для аминокислот (АК) , исходя из морфемики этого слова.
Ответ . NH2 CH COOH R
Аминокислоты –гетерофункцио-нальные соединения , которые обязательно содержат две функци-ональные группы: аминогруппу -NH2 карбоксильную группу –СООН , связанные с углеводородным радикалом.
Международная номенклатура АК. CH2 COOH NH2 CH2 CH2 COOH NH2
Номенклатура аминокислот с использованием букв греческого алфавита. CH2 CH2 COOH NH2
Исторически сложившиеся названия аминокислот. CH2 CH 2 CH2 CH COOH NH2
Изомерия углеродного скелета аминокислот. 4 3 2 1 CH3 CH2 CH2 COOH NH2 CH3 3 2 1 CH2 CH2 COOH NH2
Изомерия положения аминогруппы. 4 3 2 1 CH3 CH2 CH2 COOH NH2 4 3 2 1 CH3 CH2 CH2 COOH NH2
Творческое задание №3. Зная общую формулу аминокислот, составьте формулы аланина , фенилаланина , лейцина, изолейцина /
Радикалы некоторых важнейших АК.
Физические свойства АК.
Получение аминокислот.
Творческое задание № 4.
Нейтральная реакция раствора глицина Универсальный индикатор
Творческое задание № 5. Определите реакцию раствора глутаминовой кислоты (HOOC-CH2-CH2-CH-COOH) NH2 и лизина (NH2-(CH2)4-CH-COOH) NH2
Творческое задание №6. Предложите химические реакции с помощью которых можно доказать : А) кислотный характер АК;
Реакции АК , как оснований . глицин(аминоуксусная кислота) хлорид глициния
Реакции АК, как кислот. Взаимодействие с основаниями.
Реакции АК, как кислот. Взаимодействуют с основными оксидами, так при нагревании проходит реакция между оксидом меди (II) и глутаминовой кислотой с образованием соли ярко синего цвета – глутамата меди.
Творческое задание № 6. Зная структурную формулу аминокислот , подумайте , могут ли они соединяться друг с другом ? Если да , то каким образом ?
Схема образования пептидов
Горение аминокислот.
Этерификация NH2CH2COOH + C2H5OH NH2CH2COOC2H5 + H2O
Выводы по теме урока Аминокислоты – это бифункциональные органические соединения ; Для аминокислот возможны изомерия углеродного скелета и положения ; Аминокислоты – амфотерны; Аминокислоты –горят, вступают в реакции с неорганическими кислотами и основаниями, в реакцию этерификации и образуют пептиды ;
Домашнее задание Обязательная часть :
Спасибо за урок.