Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и современная система образования А.Н. БогомоловДиректор центра дистанционного обучения ЦМО МГУ им. М.В. Ломоносова доктор педагогических наук
«Сокруши в себе ветхого человека» (из письма Пушкина Дельвигу)План лекцииИнформационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и новая педагогическая реальностьОбщая характеристика новой образовательной парадигмыСовременные педагогические и информационно-коммуникационные технологииИКТ и новая модель образованияИКТ и дистанционное обучение Виртуальная среда как основа дистанционного обучения
«Сокруши в себе ветхого человека» (из письма Пушкина Дельвигу) План лекции Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и современные тенденции развития образования.Общая характеристика новой образовательной парадигмы.ИКТ в дистанционном обучении РКИ.Виртуальная языковая среда – основа дистанционного обучения.Демонстрация виртуальной языковой среды «Русский язык дистанционно».Моделирование учебного процесса в виртуальной языковой среде.Выводы.
ИКТ ОбразованиеУчастники учебного процессаСредства обученияМодели обученияИнформационно-образовательная среда жизни(ИНФОСФЕА)
Специфика новой педагогической реальности новая концепция образования - непрерывное обучение на протяжении всей жизни как условие успешной жизнедеятельности;изменение образовательной парадигмы;изменение отношения учащихся к работе с информацией;формирование нового направления философии образования – КОННЕКТИВИЗМА (Siemens);информационно-дидактическое пространство учебного процесса,новый тип учащегося – ИКТ грамотный пользователь образовательных услуг («цифровое поколение» = digital natives) (Mark Prensky),изменение требований к «профессиограмме» преподавателя РКИ («цифровые иммигранты» = digital immigrants)
Диалог поколений об e-Learning
Современная парадигма образования Конструктивизм, проблемное обучение педагогическиетехнологииинформационно- коммуникационные технологииИнтеграция очной и дистанционной форм обучения
Педагогические технологии обучение в сотрудничестве«мозговая атака»ситуационнный анализ (case-study)метод проектов«портфель ученика»«тандем-метод»сетевые лекциисетевые семинарысетевые дискуссии тьюториалысетевые практические занятиясетевые практикумысетевые дискуссиисетевые консультациителетестингсетевые игры образовательной направленностивиртуальные экскурсии
Информационно-коммуникационные технологии Компьютерные технологии на базе CD-ROM: текстовые редакторы,гипертекстовые редакторы,редакторы мультимедийных презентацийтехнология виртуальных миров (3-D)2. Технологии Веб 1.0 (технологии интернета первого поколения): электронная почта, форум, аудиовидео чат, средства IP-телефонии,программы-оболочки (платформы) для создания сетевых курсов (CMS) и организации дистанционного обучения (LMS). 3. Технологии Веб 2.0 (технологии интернета второго поколения):блоги,ВИКИ (= технология коллективного гипертекста),сервисы социальных закладок,сервисы для хранения и создания Power Point презентаций,микроблоги (сервисы для профессионального общения),социальные медиахранилища (фотосервисы, видеосервисы, подкасты),контактные сервисысоциально-поисковые системы.4. Технологии Веб 3.0 (Мобильные технологии):Smart-технологии, распределенный компьютинг, mashup (позволяет создавать контент), Web-Sуndication (RSS-Really Simple Syndication), сервисы для создания виртуальных миров (Second Life – сервис для создания трехмерного виртуального мира)«Облачные» технологии (Cloud computing),Telepresence-технологии, и др.
Информационные революциии модели образования Типы инф. революцийязык и речьписьменностькнигопечатание и печатные СМИсредства информационной коммуникации (радио, телефон, ТВ)компьютертелекоммуникационные системыТипы моделей образованияродители – дети(образование в семейном кругу)наставник – ученик(образование в непосредственном социальном общении )учитель –книга– ученик(образование в опосредованном социальном общении ) учитель – [средства ИКТ+инф.пространство] – ученик(образование в непосредственно-обосредованном общении)
Средства ИКТ + информационное пространство как носитель и источник знания/информации, обучение, контрольотбор материала для обучения из разных источников на разных носителях, создание собственных информационных продуктов и размещение их в среде, помощь учащимся в интерпретации информации, организация индивидуальной, групповой и коллективной работы, управление процессом самостоятельной учебной деятельности учеников через партнерство, непрерывная консультативная деятельность, организация объективных и субъективных формы контроляУЧИТЕЛЬ УЧЕНИКиндивидуальная самостоятельная, коллективная или групповая работа под руководством и при содействии учителя, направленная на решение учебных и жизненноважных проблем, самоконтроль, активное участие в процессе обучения и учения, создание и размещение в среде реальных информационных продуктов, обмен достигнутыми результатами с другими участниками учебного процесса
Что мы понимаем по дистанционным обучением? Дистанционное обучение/ e-Learning - это система обучения, основанная на взаимодействии субъектов учебного процесса между собой и со средствами обучения на расстоянии при помощи специализированной информационно-коммуникационной образовательной среды.
Дистанционное обучение компоненты процесса обученияподсистемы
Web 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 Поколения e-learning 1.0, 2.0, 3.0, 4.0
ДО теор. дисциплинам ≠ ДО ИЯ Специфика ДО ИЯпрактическая направленность – обучения; коммуникативно-деятельностная основа обученияСодержание обучения ИЯкомплекс знаний, навыков, умений, необходимых для практического владения языком в различных сферах и ситуациях общения
Типы учебной интеракции
Основа дистанционного обученияВиртуальная среда обучения
Что мы понимаем под виртуальной языковой средой обучения? Виртуальная языковая среда обучения - это структурированное сетевое окружение участников лингводидактического процесса, которое включает комплекс электронных обучающих и прикладных ресурсов, а также инструментальные и коммуникационные средства.
СТРУКТУРА ВИРТУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯДистанционное управление УП(эл.деканат, эл.бухгалтерия)
Информационно-образовательный контент ВЯСО Обучающие ресурсы наэлектронных и печатныхносителяхМетодические рекомендации для учащихся и преподавателейПрикладные ресурсы Образовательные порталы, ресурсные центрыСправочно-информационные ресурсыинтернета(словари, энциклопедии, библиотеки, медиатеки, информационные поисковые системы…)
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ,ЦЕЛИОрганизация и структурированиесодержанияОрганизация виртуальной средыПрофессионализм преподавателяМетоды, организационные формыИКТЭффективность системы управления, администрированияСредства обученияМодели ДО
Как ИКТ помогают модернизировать обучение РКИ и повысить его эффективность? создавать различные электронные обучающие материалы;обеспечивать комплексный, интегрированный подход к обучению языку;моделировать реальные речевые ситуации с помощью мультимедиа (графики, анимации, видео, аудио, создавать эффект контакта с языковой средой);обеспечивать подлинную (а не искусственную) коммуникативность дидактических материалов на любом этапе обучения, даже на самом начальном;осуществлять полноценную самостоятельную работу учащихся в индивидуальном режиме на всех обучающих этапах;обеспечивать функционирование гибких моделей обучения, в полной мере учитывающих индивидуальность учащихся;организовывать общение на изучаемом языке в ситуации отсутствия языковой среды;использовать сетевое обучение как самодостаточную модель обучения, позволяя восполнять отсутствующую языковую среду;организовать дистанционное обучение языку с использованием различных моделей;организовывать и управлять учебной и познавательной деятельностью иностранных учащихся;повышать профессиональную компетенцию преподавателей в дистанционной форме и др.
Спасибо за внимание! Андрей (Николаевич) Богомолов[email protected]://dist-learn.ru