Двухкомпонентный курс информатики для начальной школы Образовательная система «Школа 2100»Координатор направления «Информатика» А.В.Горячев[email protected]
О задачах раннего обучения информатике Задачи информатизации и формирования информационного компонента мировоззренияЗадачи школьного курса информатики и информационно-коммуникационных технологийЗадачи раннего обучения информатике
О задачах информатизации и формирования информационного компонента мировоззрения Адекватная оценка окружающей действительности, постановка достойных и принципиально осуществимых целей и их достижение.Формирование мировоззрения:Оценка этичности целей и принципиальной возможности их достиженияОценка достоверности получаемых сведений и более глубокое их осмыслениеИнформатизация:Применение ИКТ как инструмента в действиях, направленных на достижение поставленных целей
Информатизация деятельностимодель применения ИКТ как инструмента (подлежит уточнению и дополнению) Осмысление конечной цели и требований к ключевым характеристикам результатаОпределение этапов достижения целиОбзор имеющихся и потенциально доступных ресурсовСоставление плана действийВыделение объектов информационной природы (текст, изображение, звук, видео) и принятие решения об их цифровом представленииРассмотрение отдельных действий и принятие решения об их информатизацииВыбор способов информатизацииВыполнение скоординированных действий по плану с применением информационно-коммуникационных технологийЗавершение работ и оценка результата
Обзор имеющихся и потенциально доступных ресурсов(подлежит уточнению и дополнению) Квалификация исполнителейТехника (с учётом необходимости и возможности освоения)Компьютерные программы (с учётом необходимости и возможности освоения)Материалы (в т.ч. коллекции информационных объектов)
Отдельные типовые действия(подлежит уточнению и дополнению) Получение дополнительных сведенийПроектированиеПринятие решенийПредварительное моделированиеАвтоматизация действий (использование датчиков и устройств управления)Координация действий соисполнителейОтслеживание хода выполнения действийВедение сопроводительной документации
Выбор способа информатизации Выбор готовых IT-сервисовЗаказ IT- сервисаВыбор готовых приложенийВыбор готового приложения с самостоятельной настройкой на предметную областьАвтоматизация повторяющихся действийЗаказ настройки готового приложения (возможно самостоятельное прототипирование)Самостоятельное создание специализированного приложенияЗаказ на создание специализированного приложения (возможно самостоятельное прототипирование)
Виды информатизации Без отражения в используемых инструментах специфики предметной области (например, применение текстовых редакторов, средств создания презентаций)С разной степенью отражения в используемых инструментах специфики предметной области (например, электронные таблицы, базы данных, системы проектирования, специализированные приложения для конкретных областей деятельности)С повышением степени формализации содержания деятельности растет эффективность информатизации: всё большее число операций удаётся автоматизировать.Стремление к росту автоматизации, к повышению эффективности действий порождает потребность в формализации и моделировании.
Сложность применения разных видов информатизации Само по себе применение средств ИКТ без отражения в используемых инструментах специфики предметной области не требует значительных умственных усилий и умения выполнения логически сложных умственных операций.При применении средств ИКТ с разной степенью отражения в используемых инструментах специфики предметной области происходит частичный перенос логической сложности действий предметной области в сложность использования ИКТ.Особенно повышается уровень сложности умственных действий при самостоятельной настройке средств ИКТ на специфику предметной области или при заказе у специалистов такой настройки или специализированных приложений.
Особенность этапов изучения информатики и ИКТ Теоретические знания и умения широкого профиля доступные по возрастуТеоретические знания и умения по выбранному профилюТеоретические знания и умения для выбранной профессииПрактика применения ИКТ в деятельности широкого профиляПрактика применения ИКТ в деятельности по выбранному профилюПрактика применения ИКТ в деятельности специалиста Уменьшается широта, повышаются глубина и степень специализации
Информатика и ИКТ в школе Соотношение между информатикой и ИКТИнформатика:Вклад в формирование мировоззрения (информационная картина мира)Теоретические основы применения ИКТЛогическиеАлгоритмическиеИнформационные (поиск и организация)ЭтическиеЭстетическиеИ т.д.ИКТ:Практика применения технологий
Информатика и ИКТ в школе Основные умения по окончании школы:(подлежит уточнению и дополнению)Выбирать ИКТ-средства (hard+soft) под конкретную задачуВыполнять подготовительные действия для применения ИКТ (в том числе для недоступных пока что применений ИКТ)Искать необходимые сведения, понимать их, критически их оценивать, систематизироватьОценивать достоверность сообщений (на темы, связанные с информацией и информационными процессами)Оказывать желаемое влияние с помощью создаваемых информационных объектовСоздавать модели (для исследования, отслеживания текущего состояния, создания представлений, прогнозирования)Организовывать средствами ИКТ взаимодействие с партнерамиПрименять цепочки разных ИКТ в одном проектеВыполнять служебные действия по отношению к ИКТ
Информатика и ИКТ в школе Комментарии к пункту:«Выполнять подготовительные действия для применения ИКТ (в том числе для недоступных пока что применений ИКТ)»Не всё, что изучается теоретически может быть в полной мере применено в школе.Изучение некоторых теоретических разделов и развитие когнитивных (познавательных) умений может быть ориентировано на будущее применение ИКТ. Например, школьники не могут быть реальными заказчиками специализированных приложений. В то же время, необходимое развитие мышления для анализа предметной области может и должно быть выполнено своевременно – во время обучения в школе.
Изучение информатики и ИКТ
Раннее обучение информатике Когнитивные умения – это общеучебные познавательные умения, связанные с развитием памяти, внимания, мышления.В новом стандарте для начальной школы формирование общеучебных умений и навыков названо «приоритетом начального общего образования».Теоретические основания – предполагают введение понятий информатики и достаточное число заданий на освоение действий с этими понятиями.Практика применения компьютера – входит в новый стандарт для 3 и 4 класса образовательной области «Технология». Включает: знакомство с компьютером, поиск информации, работу с простыми информационными объектами и т.д.Вариант образовательной системы «Школа 2100»
Раннее обучение информатике Вариант образовательной системы «Школа 2100»АргументыНевозможность объять необъятное. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда.Ориентация на развитие логического, алгоритмического и системного мышления приводит к явно наблюдаемому более успешному усвоению базовых дисциплин. Ведение уроков информатики учителями начальных классов позволяет создавать механизм для переноса формируемых на уроках информатики умственных действий на уроки по базовым дисциплинам. Пропедевтика логически сложных разделов позволяет изучать базовый курс более высокими темпами. «Конструктор» из двух компонентов позволяет подбирать оптимальные сочетания в зависимости от материально-технических и прочих условий школы.Недостатки одночасовых предметов: нагрузка в основном на память и недостаточное развитие мышления.Преодоление недостатков: специальная ориентация на развитие мышления и ограничение числа вводимых понятий строго необходимым минимумом (для понимания условий заданий).
Особенности изучения информатики и ИКТ в начальной школе в образовательной системе «Школа 2100» Варианты сочетаний информатики, ИКТ иматериальных технологий в 3-4 классах
Особенности изучения ИКТ в начальной школе в образовательной системе «Школа 2100» Модульная структура учебникаМодули в первой части(3 класс)Знакомство с компьютеромСоздание рисунковСоздание мультфильмов или живых картинокСоздание проектов зданий и помещенийСоздание игрМодули во второй части(4 класс) Создание текстовСоздание печатных публикацийСоздание электронных публикацийПоиск информацииХранение информации
Особенности изучения ИКТ в начальной школе в образовательной системе «Школа 2100» Отсутствие привязки к конкретным приложениямУчебник(обзор приложений)Справочники-практикумы
Особенности изучения ИКТ в начальной школе в образовательной системе «Школа 2100» Новый типовой дидактический элементСитуации Оформление витрин магазинаДизайнер витринВ магазине есть и продовольственные товары, и одежда, и игрушки, и спортивные товары, и много других товаров. Директор магазина для привлечения покупателей решил обновить оформление витрин.Выбери, витрину какого отдела ты поможешь оформить, и нарисуй её эскиз.
«Нет в мире совершенства». Лис.А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».