Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 города Королева Московской области Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету «Информатика» в системе внеклассной работыУчитель информатикиИгнатова Зинаида Николаевна
Актуальность темы данной работы. Ученики должны развиваться не только на уроке, т.к. в рамках сжимающегося объема учебного времени уроков не достаточно, кроме уроков нужна система внеурочной работы по предмету.Нетрадиционные формы уроков – это модернизация процесса обучения.Соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Краткое описание методической системы В содержание внеклассной работы я включаю вопросы, выходящие за рамки школьной программы, но примыкающие к ней, при этом используются три вида внеклассной работы:индивидуальная работа; групповая работа;массовая работа.
Вся внеклассная работа сводится к решению следующих задач: 1. Выявить творческий потенциал и способности любого ребенка, независимо от оценок по предмету. 2. Повысить интерес, увлечь учащихся предметом, привить любовь к информатике через совместную деятельность. 3. Стимулировать поисково-познавательную деятель-ность. Показать, что информатика сложна только для тех, кто не хочет вообще ничего делать. 4. Научить работать в коллективе. 5. Сократить расстояние между учителем и учеником в общении.
«Любая деятельность есть процесс и результат» Б. Пастернак Одна из тем кружковой работы – это создание презен-таций, которые все прочнее и прочнее входят в школьную жизнь. Сегодня каждый учи-тель, имеющий практические навыки владения информаци-онными технологиями, стремит-ся использовать их в своей работе, поэтому остро встал вопрос научить детей созда-вать презентации, которые бы учителя-предметники использо-вали на уроках. Это способс-твует повышению эффектив-ности восприятия и запомина-ния подаваемого в презентации материала.
В 2007 - 2008 уч.г. я с учениками 10 класса работала над проектом «Королеву – 70 лет». Учащиеся узнали много нового о жизни и рабо-те Сергея Павловича Королева, интересные факты истории создания и развития наукогра-да. Ребята с удовольствием делали фотогра-фии, вели видеосъемку.
Работы ребят были высоко оценены на городс-ком конкурсе в мае 2008 года. Все призовые места были заняты нашими учениками: Серегин Вячеслав - 1 место. Анацкий Алексей, Ильченко Павел, Сазонов Андрей – 2 место.
Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу, я понимаю; когда я действую, я учусь” Из отзывов учащихся о проектной деятельности: «Разрабатывая проект, мы более глубоко и шире освоили ИКТ, научились грамотно структурировать материал, получили навыки публичного выступления».
Международные дистанционные олимпиады «Эрудиты планеты»
Общественный смотр знаний - одна из форм организации коллективной игровой познавательной деятельности. Схема подготовки внеклассного мероприятия1. Определение формы проведения. 2. Определение тематики, дидактических и воспитательных задач мероприятия. 3. Подбор методической и научно-популярной литературы. 4. Составление сценария мероприятия: Составление примерных планов сообщений. Выбор демонстраций, подбор задач и вопросов для конкурсов и викторин. Подготовка иллюстративного материала и демонстрационного оборудования. 5. Оформление помещения, красочного объявления и т.д. 6. Подбор состава жюри для оценки результатов конкурсов. 7. Подготовка подарков и призов для награждения участников мероприятия.
Крылатые выражения – элементы оформления зала
Оборудование мероприятия: 1. мультимедийный проектор; 2. слайды с темой внеклассного мероприятия, темами выступлений, заданиями к конкурсам для команд и для зрительного зала; 3. крылатые выражения – элементы оформления зала; 4. музыкальное оформление мероприятия; 5. протокол соревнований для жюри; 6. дипломы и сертификаты для участников и победителей.
Сканворды Решение сканвордов расширяет кругозор обучаемых, развивает наглядно-образное и пространственное мышление, внимание, позволяет отработать грамотное написание терминов. Тема «Материальные носители информации» Найдите зашифрованные в сканворде названия матери-альных носителей инфор-ции.
В процессе подготовки и проведения КВН мы решаем целый комплекс учебных и воспитательных задач: обобщить и систематизировать знания, полученные во время обучения информатике.стимулировать поисково-познавательную деятельность. Добывать знания и в остроумной форме давать ответ – вот девиз команды;развить у учащихся интеллектуальные возможности, выявить творческий потенциал и способности любого ребенка, независимо от оценок по предмету;повысить интерес учащихся к предмету, привить любовь к информатике через совместную деятельность;совершенствовать культуру речи.
ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ на тему «Вред здоровью» (темы были выбраны не случайно, т.к. наши дети подвержены пагубным привычкам, и одной из задач нашего мероприятия – это формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью). 9 А класс – «Пить –здоровью вредить»9 Б класс – «Не ломай себе жизнь наркотиками»9 В класс – «Каждая сигарета – минус твоей жизни»
Основная цель игры - поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения.
Примерная схема анализа внеклассного мероприятия по предмету. Удачен ли выбор темы мероприятия по актуаль-ности, наличию вопросов для развития мышления учащихся? Какова цель мероприятия и достигнута ли она?Кто принимал участие в подготовке и проведении мероприятия?Какова активность учащихся во время мероприятия, эмоциональное восприятие.Удачно ли содержание рассмотренных вопросов?
Анализируя результативность внеклассной работы можно сделать следующие выводы: знания, полученные в системе внеклассной ра-боты, помогают выпускникам школы в дальней-шей учебе и профессиональной деятельности;формирует социальный опыт в труде и обще-нии, воспитывает уважительное отношение к окружающим в процессе состязания;значительно расширяется кругозор учащихся, пробуждается чувство свободы творчества, умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке;
Анализируя результативность внеклассной работы можно сделать следующие выводы: при создании проектов-презентаций, ученик, как правило, заново осмысливает учебный материал, вычленяет узловые моменты, продумывает иллюстрации, схемы;проекты, выполненные учениками под моим руководством, востребованы в нашей школе. Они используются на уроках, классных собраниях как наглядные пособия;способствует профессиональному росту меня, как учителя в педагогической науке, дает возможность лучше узнать и понять учеников, раскрыть их потенциал, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, общения);
Анализируя результативность внеклассной работы можно сделать следующие выводы: способствует профессиональному росту меня, как учителя – предметника, дает возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей (много личного времени трачу на создание и режиссуру внеклассного мероприятия); используя свой творческий потенциал, дает мне стимул для создания своих дидактических материалов на основе имеющихся стандартных программных средств (создание тестов для проведения контроля знаний).
Радость нужна ребенку как воздух!