Программирование. 9 класс
Программирование Разработка программ управления компьютером с целью решения различных задачПрограммистыСистемныеСистемное обеспечение: ОС, утилитыПрикладные Редакторы, табличные процессоры, игры, обучающие программыФиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных
Арифметические выражения на языке QB записываются по определенным правилам: Арифметическое выражение записывается в одну строку;Используются специальные знаки арифметических операций и соблюдается следующий порядок действий:Скобки ( )Возведение в степень ^ (23→2^3)Деление / и умножение * (2:3 → 2/3)Сложение + Вычитание - Десятичные дроби записываются с помощью десятичной точки (1,5→1.5 или 0,03→.03);Нельзя опускать знак умножения (6ab→6*a*b);Число открытых скобок должно быть равно числу закрытых скобок.
Оператор PRINT Оператор PRINT (?) позволяет:Выводить текстовую информацию, заключенную в кавычки, на экран монитора;Например: ? “Привет”Вычислять значения арифметических выражений;Например: ? 5*4-5.6^2Выводить значения переменных на экран монитора.Например: DAY$=“понедельник” ? DAY$Вместо слова PRINT можно набирать знак ?.PRINT в переводе означает печатать.END – окончание программы.
Решение задач Вычислить значения выражения (a+b)(2a+1)(b-1)Для a=12, b=7 и a=-31, b=8.Программа.A=12B=7PRINT (A+B)*(2*A+1)*(B-1)A= - 31B=8PRINT (A+B)*(2*A+1)*(B-1)END
Переменная – это область памяти компьютера, где хранится некоторое значение Основные характеристики переменной:Имя;Значение;Тип (числовая, строковая)Каждая переменная имеет свое имя:Имя переменной записывается с помощью латинских букв или букв и цифр;В имени переменной может быть до 40 символов.Например: F, A5, SCHOOL8, SCHOOL8$, BC6A7$
Числовая переменная – это переменная, в которой хранится число.Строковая (символьная) переменная – это переменная, в которой хранится слово или фраза. В конце имени строковой переменной ставится знак доллара $. Значение символьной переменной записывается в кавычках.Операция передачи новых данных в переменную называется присваиванием и обозначается знаком =.Содержимое хранится в переменной до тех пор, пока в эту переменную не будет занесено новое значениеНапример:А=10 – числовой переменной А присваивается значение, равное 10B$=«МАМА» - символьной переменной В$ присваивается значение «МАМА»При выполнении программы:Имя переменной не изменяется;Значение переменной может изменяться несколько раз;Если значение переменной не задано, то оно считается равным нулю.
Оператор INPUT Оператор INPUT вводит значения переменной с клавиатуры в память компьютера.INPUT “подсказка”; имя переменной INPUT в переводе с английского языка означает вставлять, вводить.При встрече с оператором INPUT программа приостанавливает свое действие; на экране появляется знак вопроса ?, после которого необходимо набрать на клавиатуре значение переменной, входящей в состав оператора INPUT , нажать клавишу Enter.Оператор INPUT можно использовать для присваивания значений как числовым, так и строковым переменным.Например:INPUT S INPUT “S=“; S INPUT “введи значение S=“; SОператор CLS очищает экран монитора
Разветвляющийся алгоритм Условный оператор IF…THEN…ELSEIF условие THEN ветвь да ELSE ветвь нет еслитогдаиначеЕсли условие верно, то выполняется оператор или группа операторов, записанная после слова THEN;Если условие неверно, то выполняется оператор или группа операторов, записанная после слова ELSE, затем компьютер приступает к выполнению следующей строки программы;Если слово ELSE отсутствует, то выполняется переход к следующей строке программы.Например:IF x>0 THEN y = x^2 +2 ELSE y = x -6
Условие записывается в виде строки отношений:A>B – больше C<30 – меньше A$=“cat” – равно X<>135 – неравно Y>=Z – больше или равно S<=F – меньше или равно Сложное условие записывается с помощью логических слов OR (или) и AND (и)Например:C>1 AND C<7 – значение переменной С находится в интервале от 1 до 7.
Задача Составь программу по заданной блок-схеме
Домашнее задание Составь блок-схему и программу вычисления у=а3+1, если а<3, и у=а+3 в противном случае.
Циклический алгоритм Оператор цикла FOR… NEXTFOR … NEXT – оператор цикла для следующийFOR x = xн TO xк STEP hтело циклаNEXT xШаг может быть целой или дробной, положительной или отрицательной величиной.Если шаг не указан, то он считается равным единице.
Решение задач по теме «Циклический алгоритм» Напечатать на экране монитора 20 раз слово Привет.программа: CLSFOR X=1 TO 20 STEP 1? “Привет”Next XСоставить программу для выводы на экран чисел от 1 до 10.Вывести на экран все четные числа от 0 до 10.Вывести на экран все числа, кратные 5, в диапазоне от 0 до 100.Вывести на экран числа 600, 700, …, 1200.Вывести на экран числа 1200, 1100, …, 600.Вывести на экран 10 строчек «**********».Если начальное значение переменной больше ее конечного значения, то шаг цикла должен быть отрицательным.
Решение задач 2. CLSFOR X=1 TO 10 ? XNext X3.FOR X=2 TO 10 STEP 2? XNext X4.FOR X=5 TO 100 STEP 5? XNext X5.FOR X=600 TO 1200 STEP 100? XNext X6.FOR X=1200 TO 600 STEP -100? XNext X7.FOR X=1 TO 10 ? “**********”Next X