Методика изучения темы «Алгоритмизация и программирование».
Основные понятия, которые с которыми учащиеся знакомятся в курсе изучаемого раздела это - алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, способы записи алгоритма, формальное исполнение алгоритма, алгоритмический язык, блок схема, линейный, разветвляющийся, циклический, и вспомогательный алгоритмы, системы программирования. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, полезные и в более широком контексте. К таким относится, например, разбиение задачи на подзадачи. Обучение школьника основам алгоритмического мышления базируется на понятии исполнителя. Основой для введения исполнителей служат задачи. Исполнители, используемые в курсе, традиционны. Единожды введенные исполнители в дальнейшем активно используются на протяжении всего курса. Общая схема подачи материала в курсе следующая: от частного к общему, от примера к понятию. Подача материала допускает шесть форм - стадий:
манипуляция с физическими предметами; театрализация; манипуляция с объектами на экране компьютера; командный режим управления экранными объектами; управление экранными объектами с помощью линейных про­грамм; продвинутое программирование с использованием процедур и других универсальных конструкций. Теоретический и практический объем знаний и умений, который должен приобрести ученик в процессе изучения темы «Понятие алгоритма. Программирование» настолько велик, что требует большой подготовки учителя, наличия теоретического и методического материала. Для того чтобы ученик действительно научился программировать, он должен:
уметь приводить примеры алгоритмов, перечислять свойства алгоритмов; уметь определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд; знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов; уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей; уметь использовать стандартные алгоритмы для решения учебных задач; уметь записать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи; уметь составлять простейшие алгоритмы и записывать их различными способами; знать один из языков программирования, основные алгоритмические конструкции языка и соответствующие им операторы языка программирования, подпрограммы: функции, процедуры, рекурсии; знать переменные величины: тип, имя, значение, уметь их описывать; знать структурированные типы данных: массивы, записи, файлы;
уметь решать основные учебные задачи: упорядочивание массива; поиск минимального и максимального элементов массива с указанием их местоположения; определение количества одинаковых и разных букв в тексте, количества слов в тексте; уметь работать с записями и файлами; уметь разработать программу методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх); знать машинную графику. Уметь построить график функции, создать движущиеся изображения, моделировать простейшие физические процессы; уметь применять численные методы, создавать диалоговые программы. Знать различные технологии программирования; знать объектно-ориентированное программирование: объект, свойства объекта, операции над объектом.
Основные школьные языки программирования. Элементы программирования в базовом курсе информатики Когда-то наиболее популярными языками программирования в школах мира были Бейсик и Паскаль. Бейсик всегда считался самым простым языком программирования, а Паскаль — самым подходящим языком для обучения программированию. Но теперь это не так. Да, Бейсик прост. Но он создавался во времена, когда человечество не имело никакого опыта создания компьютерных систем, и основан на устаревших и не оправдавших себя принципах. Собственно, никакой фундаментальной целостной идеи в основе Бейсика не лежит. Сегодня есть простые и при этом более наглядные и идейно замкнутые языки программирования, нежели Бейсик. Паскаль удобен в учебных целях; ведь именно для них он и создавался. А если нужно создать настоящий программный продукт, Паскаль оказывается неудобен.