Интернет-технологии в образовании Овчинникова Ирина Васильевна, МОУ ДПОС «Межшкольный методический центр», г. Чернушка 2009
Технология «techne» - умение, искусство, мастерство«logos» - слово, знание, наука. Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Монахов В. М.)Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.)
Дидактические свойства средства обучения Основные характеристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные для дидактики, как в плане теории, так и практики. (Е. С. Полат)
Категории Интернет-технологий СоциальныесервисыИнтернет(безопасный поиск, размещение информации, фото, презентаций, реализация проектов)Сервисы, базирующиеся на системе протоколов Интернет(почтовые, гипертекстовые, телекоммуникационные,передачи файлов) Специальное программноеобеспечение(программы обменабыстрыми сообщениями, организацииобщения посетителей веб-сайта)
Интернет-технологии Чат (англ. chat — разговор) — средство общения пользователей по сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение. Веб-форум — класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум». Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу.Веб-сайт (англ. Website, от web — паутина и site — «место») —совокупность документов частного лица или организации. Все веб-сайты Интернета в совокупности составляют Всемирную паутину. Кроме веб-сайтов в сети Интернет так же доступны WAP-сайты для мобильных телефонов.Электронная почта (англ. email, e-mail, от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети. Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Блог — это личный сайт пользователя, доступный общественному просмотру и состоящий из регулярно обновляемых записей, изображений и мультимедиа. Предполагает полемику читателя с автором.
Услуги Интернет Информационные Интерактивные Поисковые
Информационные услуги рекламная информация (электронный каталог, анкетирование пользователей услуги)электронная почта (получение информации)электронные конференции (знакомство с ресурсами)электронные газеты и журналыэлектронные библиотекиэлектронные информационные коллекциистатистика
Интерактивные услуги Электронная почта – способность не только передавать информацию, но и хранить ее, вести базу данных адресов и т.д.Skype-технология – общение субъектов обучения, находящихся на расстоянии.Электронная конференция – включенность участников в свободные дискуссии, беседы в режиме реального времени.
Поисковые услуги: Yandex, Google, Rambler, Aпорт.
Функции Интернета как средства обучения Организация совместных исследовательских работ учеников и учителейНалаживание оперативной консультативной помощиДистанционное обучение и повышение квалификацииОперативный обмен информациейФормирование у школьников коммуникативных навыковФормирование навыков исследовательской деятельности при моделировании работы научной лабораторииОбучение процессу добывания информацииСоздание подлинно языковой средыСпособствование культурному, гуманистическому развитию учеников
Модель урока Подготовительный этапАнализ и оценкаВыбор Интернет-технологий для урокаПроектирование урокаРеализация проекта урокаМониторинг качества урокаОценка результатов
1. Подготовительный этап Учитель:определяет факт необходимости применения Интернет-технологийзнакомиться с теоретическими аспектами и проведением уроков с ИТ www.orenedu.ruоценивает ситуацию по применению ИТ
2. Анализ и оценка Постановка цели урокаАнализ ситуацииРешение проблем интеграции в образовательный процессАнализ аспектов учебно-воспитательного процессаПодбор ресурсов для урока
Применение ИТ обеспечивает развитие:
Анализ учебно-воспитательного процесса Продумать до деталей , определить место и роль ИТОпределить формы учебных занятий к каждому из уроков с применением ИТ (лекция, практический эксперимент, дискуссия, проблемный семинар, проект)Продумать особенности взаимодействия субъектов обучения (ученик, учитель) на различных этапах: подготовка урока, рефлексия после урокаПредусмотреть критериальный аппарат, который будет использован для оценивания знаний учащихся в ходе урока с применением ИТ
Ресурсы для урока Требуется анализ образовательных ресурсовДолжна быть дана реальная оценка уровня квалификации преподавателяНельзя пренебрегать анализом ситуации о качественном составе учебной группы: уровень владения ИКТ, творческий потенциал, уровень владения методами обучения (самообразование, проектирование, исследование)Соответствие системы обучения технологическому уровню
3. Выбор Интернет-технологий для урока Какие цели должны быть достигнуты на уроке с применением ИТ Какие образовательные ресурсы и форма проведения должны дать оптимальные результаты Какие из ИТ естественно вольются в сложившуюся систему обучения Какие знания учащихся по другим школьным дисциплинам будут опорой на данном уроке Какие формы автоматизированного контроля знаний будут приемлемы на уроке Какие социальные задачи будут решены в процессе урока
4. Проектирование урока Учитель готовит проект (план) урокаРазрабатывает или систематизирует образовательные ресурсыПродумывает процедуру авторизованного доступа к выбранным для урока обучающим системам, систему контроля
5. Реализация проекта урока Проверка ссылок, образовательных ресурсовПодготовка и проверка методических рекомендаций и инструкций по использованию программного продукта, МТБПродумать и реализовать консультационную службу для участников учебного процессаПровести ПДС по актуальным проблемам для организации анализа проблем и достижений участников учебного процесса
6. Мониторинг качества урока Анализ соответствия поставленных целей с достигнутымиВыявление причин расхождения (умения и навыки, сбои работы Интернет, сложные технологии, отсутствие методических рекомендаций)Принятие решения о корректировке проекта урока
7. Оценка результатов Объективная оценка эффекта использования выбранных Интернет-технологий на каждом из этапов урокаКритерии: Как правило, большая часть учителей использует неформальный метод оценки - собственное ощущение от общения с учениками во время урока и после урока, а также заметный стимул или спад интереса к изучению предмета Можно провести анализ рефлексивных высказываний учащихся после урока или в процессе урока в форуме, чате, блогах или других средахНаиболее корректным считается применение формализованного экспериментального метода и суждение на основании активности учащихся на уроках, анализа полученных оценок в экспериментальной группе и в обычной учебной группе
Что дает применение Интернет-технологий на уроках? Активизация познавательной деятельности субъектов обучения за счет оптимально подобранных ИТ для определенных этапов учебного процесса Углубление межпредметных связей и дифференциация обучения в ходе учебно-воспитательного процессаВовлечение учащихся в проектирование
Компоненты учебной деятельности Структура информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и форма представления материалаУчебно-методическое обеспечение образовательного процессаМодернизация учебно-воспитательной работы
Структура информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом ПЕДАГОГУЧЕНИКМеняется роль, функции педагога. Становится куратором, наставником, тьютором, который координирует учебный процесс, решает управленческие и творческие задачиПереходит на новый уровень получения образовательных ресурсов.Имеет возможность: использовать систему поиска информации, анализировать доступныересурсы, выбиратьнужные ресурсы,обрабатывать, передавать информацию и обмениваться
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Организация обратной связиВизуализация информацииАвтоматизированность
Модернизация учебно-воспитательной среды Информационная деятельностьМоделирование учебных ситуацийСоздание новых образовательных ресурсовИспользование Интернет