Информационно – коммуникационные технологии в начальной школе Учитель информатики МКОУ Пискловская СОШ Л.Р.Алиханова
В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному.
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» введена в 3 - 4 классах в качестве учебного модуля предмета «Технология».
Содержание модуля соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования предмета «Технология» (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «0б утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования».)
Данный учебный модуль направлен на подготовку учеников к жизни и деятельности в информационном пространстве и владению информационной культурой
Основной целью обучения информатике в начальной школе является формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.
Главной задачей учебного модуля «Информатика и ИКТ» является овладение учащимися умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни
На первой ступени обучения реализуются следующие цели обучения: -формирование представлений об информационной картине мира; -формирование и развитие умений использования компьютера для получения, поиска, обработки и хранения информации; -формирование умений и навыков создания и преобразования информационных объектов с помощью компьютера; -пропедевтика понятий базового курса информатики; -формирование умений выполнять задание по плану (алгоритму).
Информатика и ИКТ. 3, 4 класс. Мой инструмент компьютерАвтор: А. В. ГорячевИздательство: БалассСерия: Образовательная система "Школа 2100"
Цель: апробация новых методик и технологий в обучении и воспитании младших школьников. Задачи: -Апробация модуля «Практика работы на компьютере» в курсе «Технология» в младших классах.-Разработка рекомендаций по использованию в учебно-воспитательном процессе учебников А.В.Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер».-Создание электронного пакета документов, необходимых учителю для организации обучения младших школьников работе на компьютере
1этап: организационно - подготовительный (первое полугодие 2008-2009г)Его содержание: анализ ситуации, подготовка нормативно-правовой базы, изучение программ начального общего образования, Базисного учебного плана и Федерального перечня учебников, повышение квалификации на курсах и семинарах. Завершился этап разработкой рабочих программ по Технологии (модуль «Практика работы на компьютере») для учащихся 3 и 4 классов.
Программы модуля «Практика работы на компьютере» рассчитаны на 34 часа в 3 классе и 34 часа в 4 классе. Курс носит практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере.
Используются следующие технологии обучения:1. Информационные, компьютерные (вытекающие из специфики раздела «Практика работы на компьютере»).2. Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников и ведущего типа их деятельности).3. Здоровьесберегающие технологии (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий).4. Проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий.
2 этап: содержательно - деятельностный (январь 2009 – май 2011 г).Его цель: отработка основных направлений деятельности по апробации и внедрению в учебно-воспитательный процесс учебников А.В. Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер»(3 и 4 класс).
Организация класса. Инструктаж по ТБ – 5 мин.Объяснение нового материала. Работа с учебником. Просмотр презентаций – 15-20 мин.Практическая работа на компьютере – 15-20 мин.Выключение ПК. Итог урока. Оценки. Домашнее задание 5-10 мин В кабинете информатики имеются не только ПК, но и обычные ученические места.
основная цель – использовать полученные знания, умения и опыт информационной деятельности при выполнении заданий по другим предметам (работа с книгой, словарем, рисунком, схемой, подготовка сообщения, поиск и подбор информации.
1. Электронные средства учебного назначения сообразно планированию курса.2. Компьютерные азбуки и словари для ознакомления, работы с текстом.3. Клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы.4. Компьютерные раскраски и геометрические конструкторы.5. Компьютерные мозаики.6. Логические игры на компьютере.8. Компьютерные практикумы с иллюстрациями и заданиями
3 этап: презентационно - контрольный (май 2011 г).Цель: подвести итог и выявить перспективы дальнейшей работы. Главным результатом реализации программы можно считать приобретение учащимися опыта использования информационных технологий в учебной и внеурочной деятельности, и как следствие - повышение уровня качества начального образования
-уровень подготовки и защиты учащимися проектов; -результаты тестирования;-уровень выполнения практических работ; -уровень самостоятельности при поиске информации в сети Интернет;-участие школьников 5 класса в олимпиаде УрФО( информатика, математика, ОБЖ, русский язык), учащихся 3 класса ЭМУ-эрудит(информатика), учащихся 4 класса УрФО( информатика)
использование компьютерных технологий в учебном процессе начальной школы отвечает его функциональным особенностям и психофизиологическому развитию учащихся.
уроки ИКТ для учащихся - самые любимые и ожидаемые.