От сферы к плоскости Автор: Торгунакова Яна Борисовна, ученица 7 М класса МАОУ «Средняя школа №8» Руководитель: Куркович Лариса Федоровна, учитель математики МАОУ «Средняя школа №8»
Цель исследования: найти математические правила, способы для проектирования изображений Земли на различные плоскости. Объект исследования: географические карты и глобус. Предмет исследования: изображение территорий государств и других объектов на картах.
изучить исторические сведения о глобусе, о географических картах; изучить математические понятия, необходимые для работы с глобусом и картами; сравнить градусную сетку глобуса и картографическую сетку карты; исследовать способы переноса глобуса на карты и другие поверхности.
если проектировать сферическую поверхность на плоскость определенным образом, то получатся карты с разными картографическими сетками. Основными методами являются сбор, изучение, анализ, обобщение исследовательского и теоретического материала, рефлексивное осмысливание результатов.
Микроисследование №1. Цель: изучить исторические сведения о глобусе и карте. Глобус Мартина Бехайма (1492) Древние карты: а - Чукотская карта на коже; б - «рельефные» карты гренландских эскимосов
Цель: познакомиться с математическими понятиями, необходимыми для работы с глобусом и картами. ПОГРЕШНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ ПОДОБИЕЦИЛИНДР КОНУС МАСШТАБ КАРТЫ ГЛОБУС ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ КАРТА Вывод: связь геометрии и математики с географией очевидна.
Микроисследование №2.
Микроисследование №3.
Микроисследование №4. Цель: ответить на вопрос: « Можно ли глобус перенести на карту без искажений?»-заполнив эти разрывы и слегка растянув картографические рисунки, изображающие земную поверхность, получим карту мира. В местах разрывов получатся искажения. Вывод: перенести глобус на плоскую поверхность (карту) без искажений невозможно. между полосками получились разрывы, которые увеличиваются по мере удаления к полюсам.
Микроисследование №5. Цель: сравнить градусную сетку глобуса и картографическую сетку карты при различных способах проектирования глобуса на карту. а) Глобус лучами проектируется на плоскость: азимутальная проекция. б) Глобус лучами проектируется на цилиндр: цилиндрическая проекция. в) Глобус лучами проектируется на конус: коническая проекция.
Азимутальные проекции
Цилиндрические проекции
Конические проекции. Вывод: в зависимости от той или иной проекции меридианы и параллели, образующие картографическую сетку, принимают самый различный вид: они могут изображаться в виде то прямых, то кривых линий, то дугами концентрических окружностей.
Микроисследование №6 Цель: перенести с глобуса на плоскость территорию Ханты-Мансийского округа и территорию России. Азимутальная проекция.Масштаб: 1 :100000000
Цилиндрическая проекция Масштаб: 1 :100000000
Произвольная проекция
Изменение расстояний в цилиндрической и азимутальной проекциях
Примеры картографических проекций
глобус и карту начали использовать с древних времен, они востребованы и в наше время; связь геометрии, математики с географией очевидна;глобус, как модель Земли, можно рассматривать в виде шара; глобус наилучшим образом дает правильное, наглядное представление о нашей планете;географические координаты можно перевести из градусной меры в линейную;перенести глобус на плоскую поверхность (карту) без искажений (погрешностей) невозможно;в зависимости от той или иной проекции меридианы и параллели, образующие картографическую сетку, принимают самый различный вид;многообразие карт объясняется множеством способов проектирования глобуса на плоскость.
Спасибо за внимание!