Преподавание географии и ФГОС ООО Л.Е. Ерюшкина, учитель географии МАОУ Гимназия № 2
Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.Стратегическая цель - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.
Цели имеют три уровня Отражающие вклад предмета в формирование научной картины мираОтражающие приобретение школьниками знаний и уменийОтражающие возможности географии в воспитании и развитии учащихся
Новая концепция предмета «география» Изменились цели предмета.Место в учебном плане.Основная задача – интеграция школьной географии в единый предмет.Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем
Предметные результаты освоения ООП основного общего образования Предметная область Общественно-научные предметы включает изучение курсов:История России. Всеобщая историяОбществознаниеГеография
Характерные черты системы школьного географического образования На первый план в содержании географического образования выходит системно - деятельностный подход
Учебное время изучения географии в условиях ФГОС ООО Учебный год = учебное время + каникулярное времяУчебное время во 2 — 11-х классах составляет 34 - 37 недель, что прописывается в Уставе образовательного учреждения (ст. 13 ФЗ "Об образовании")Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением
Обучение географии должно быть личностно–ориентированным.Комплексный подход к построению содержания географииПрактическая направленность
Учебное географическое пространство в условиях ФГОС ООО Географическая образовательная среда
Учебное географическое пространство в условиях ФГОС ООО
Учебное географическое пространство в условиях ФГОС ООО Психолого-физиологические особенности детей младшего подросткового возрастаСпособы решения проблемы адаптации учащихся к новому учебному пространствупереход из начальной в основную школу новые пространственно-временные условияотсутствие социального опыта в новых условияхвозникновение различных фобий, девиантное поведение, замедление процесса развития детейсоздание условий, соответствующих возрасту, для развития самооценки, различных форм рефлексии;разнообразие форм совместной учебной деятельности, формирование умений осуществлять проектную деятельность;выработка более гибкой и широкой системы оценивания
http://mmogeo.ucoz.ru Программапо географии для 5 - 9 классов основного общего образованияСоставители: Л.Е. Ерюшкина, учитель географии МАОУ Гимназия № 2, С.В. Коринь, учитель географии МАОУ Лицей № 1 Л.И. Цопина, учитель географии МАОУ Лицей № 1 Т.Ю Швырева, учитель географии МБОУ СОШ № 27 В.Н. Плужникова, учитель географии МБОУ СОШ № 21 В.А. Гуркина, учитель географии МБОУ СОШ № 22 О.П. Маркова, учитель географии МБОУ СОШ № 16 Л.А. Лукъянова, учитель географии МБОУ СОШ № 28 Н.Г. Железнова, учитель географии МБОУ Гимназия №1 И.Н. Федорова, учитель географии МБОУ Гимназия №1
Литература Примерные программы по учебным предметам. Гео- П76 графия. 5—9 классы: проект. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011. — Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011..Рекомендации по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием. От 24.11.2011 № МД – 1552/03 Министерство образования и науки РФ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерство образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010Нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Пояснительная записка География — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся: целостное, комплексное восприятие мира и социально значимые качества личности
Общая характеристика учебного предмета Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному
Результаты обучения
Содержание основного общего образования по учебному предмету Например,География Земли (не менее 102 ч)Раздел 1. Источники географической информации (не менее 12 часов)
Тематическое планированиеВсего за три года обучения 272 ч., из них 28 ч – резервное время
Учебное время изучения географии в условиях ФГОС ООО перераспределение основных структурных элементов курса (разделов, тем) по двум годам обучения с учётом образовательных возможностей пяти- и шестиклассников
ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК Линии учебников:«Вентана –Граф»;«Баласс»;«Просвещение»( две линии «Сфера» и «Полярная звезда»); «Дрофа»;«Русское слово»;«Мнемозина».
География «География» 5-9 классыЛиния учебно-методических комплектов Под общ. ред. В.П. Дронова Содержание учебников реализует идею формирования географической культуры учащихся, целостного представления об окружающем мире.В основе создания учебников лежит гуманистическая и культурологическая парадигма развивающего обучения, а методологией служит комплексный подход, т.е. переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированным курсам. В линии учебников осуществляется важнейшая идея новой концепции школьной географии – реализация практической направленности учебного предмета, формирование ключевых компетенций школьников.
Учебное время изучения географии в условиях ФГОС ООО Географические объекты — памятники Всемирного природного и культурного наследия
Учебное время изучения географии в условиях ФГОС ООО § 1. География — одна из науко планете ЗемляПочувствуйте себя древним географом!Постройте модель, то есть уменьшенное изображение земной поверхности, с помощью которой можно наглядно представить, как территория Древнего Египта освещалась Солнцем в один и тот же момент времени. Благодаря подобным наблюдениям, Эратосфен определил размеры Земли эмоционально яркая учебная деятельность
Учебное время изучения географии в условиях ФГОС ООО § 1. География — одна из науко планете ЗемляДля построения модели нам потребуются 1) карта Древнего Египта (картон 20 см 60 см), 2) деревянные палочки (2 шт., длиной 8–10 см), 3) пластилин, 4) линейка, 5) карандаш, 6) настольная лампа (на случай пасмурной погоды), 7) дневник «Географа-следопыта»Положите карту Древнего Египта на столе в горизонтальном положении. Закрепите на ней с помощью пластилина две деревянные палочки в вертикальном положении (одна обозначает Александрию, вторая – Сиену).эмоционально яркая учебная деятельность
Учебное время изучения географии в условиях ФГОС ООО § 1. География — одна из науко планете ЗемляВидеоГеографияEratosthenes, the Brilliant Scientist of AntiquityЭратосфен, директор Александрийской библиотеки, один из самых великих математиков, астрономов и географов в истории.http://www.youtube.com/watch?v=T4kxwZeUdGQКОСМОС. 1 - Берега космического океана (3 из 4).Научно-популярная передача про Вселенную почти на всех уровнях, а также про историю нашего знакомства с ней. 1980 год. Карл Саган, Энн Драйан и Стивен Сотер.http://www.youtube.com/watch?v=iuYxLncwQUQ
Содержание «Начального курса географии»,в полной мере отвечающего ФГОС ООО,требует дальнейшей научно-методической разработки…УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО С УЧЕБНИКАМИ ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» !