Русский марксизм
Русский марксизм Г. В. Плеханов (1856-1918)В. И. Ленин (1870-1924)
Г. В. Плеханов (1856-1918) Основные сочиненияК вопросу о развитии монистического взгляда на историю (опубл. 1895) К вопросу о роли личности в истории (1898) Materialismus militans (1908)
Г. В. Плеханов (1856-1918) Характер и функции философии и место марксизма в её историиФилософия и наукаМесто марксизма в истории философииОсновные части марксистской философииМатериализмУчение о материиДиалектикаПознаниеФилософия историиМатериалистическое понимание историиРоль личности в истории«Осмысленное западничество»
Характер и функции философииФилософия и наука Философия или опережает науку, предлагая умозрительные решения проблем, которые пока не могут быть решены наукой, или резюмирует и обобщает решения, найденные наукой (науками).Философия изучает мир как целое, науки – по частям.Задача философии – согласовать открытия разных наук и дать целостную картину мира.
Функции философииМесто марксизма в истории философии Марксизм – высшая точка развития материализма.Основными «вехами» развития материализма до Маркса были: Б. Спиноза,французские материалисты эпохи Просвещения (Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах),Л. Фейербах.Карл Маркс распространил материализм на сферу общественной жизни.
Функции философииОсновные части марксистской философии «Душой» марксизма как философской системы является диалектика как метод и универсальная теория развития.Двумя основными частями философской системы марксизма являются: философия природы (материалистическое понимание природы), философия истории (материалистическое понимание истории).
Материализм Учение о материи Единственно сущее в мире – материальная субстанция, основными атрибутами которой являются движение и мышление.Материя существует вне и независимо от человека.Материя – причина ощущений как исходных и основных источников знания.
Материализм Диалектика Принцип «всё течёт, всё изменяется» – основной закон всего существующего.При этом мир не просто изменяется, но изменяется закономерно и поступательно. Законы движения мира суть законы диалектики.Диалектика есть «алгебра прогресса».
Философия истории Материалистическое понимание истории Научное понимание любой области действительности, в том числе – и истории, может быть только монистическим.Из двух разновидностей монизма: материализма и идеализма – первый единственно научен, так как только он представляет историю как объективный процесс.
Философия истории Роль личности в истории Законы истории – законы человеческой деятельности, поэтому историческая необходимость реализуется не иначе, как через действия людей.Великие исторические деятели, как правило, понимают, что действуют не «от себя», а как бы «осёдлывают» объективный исторический процесс (именно это и делает их великими).Критика «субъективного метода» в социологии (Михайловского) и концепции «героев и толпы».
Философия истории «Осмысленное западничество» Будущее человечества – социализм, но в России конца XIX – начала XX века капитализм – единственная альтернатива «азиатчине». Капитализм плох, но деспотизм ещё хуже:капитализм развивает в человеке зверя – деспотизм превращает человека во вьючную скотину.
Философия истории «Осмысленное западничество» Капитализмналагает свою грязную рукуна литературу и науку,деспотизм убиваетнауку и литературу,а стоны рабов заглушаютсялестью да свистом бичей.
В. И. Ленин (1870-1924) Основные сочиненияЧто делать? Наболевшие вопросы нашего движения (1902) Материализм и эмпириокритицизм: Критические заметки об одной реакционной философии (1909) Империализм как высшая стадия капитализма (1915) Государство и революция (1917)
В. И. Ленин (1870-1924) Политическая философияКлассовая борьбаКонцепция революционного авангардаУчение о государствеТеория познанияПартийность философииГносеологические корни идеализмаТеория отражения и учение об объективной истинеАбсолютная и относительная истинаДиалектика«Ядро диалектики» Принципы диалектики
Политическая философия Классовая борьба История классовых обществ есть история классовой борьбы.Все значимые события истории – прежде всего, конечно, политические, но отнюдь не только они – должны пониматься как проявление борьбы классов.
Политическая философия Классовая борьба По учению социализма, т.е. марксизма действительным двигателем историиявляется борьба классов По учению буржуазных философов,двигатель прогресса – солидарностьвсех элементов общества,сознавших «несовершенство»того или иного учреждения.Первое учение – материалистично,второе – идеалистично.Первое – революционное.Второе – реформистское.Первое обосновывает тактикупролетариата в современныхкапиталистических странах.Второе – тактику буржуазии.
Политическая философияКонцепция революционного авангарда Рабочий класс сам по себе способенвыработать лишь тред-юнионистское сознание;т.е. он способен вести классовую борьбулишь в рамках капитализма –за улучшение условий труда и т.п.Выйти за эти рамки, начать борьбуза уничтожение самого капиталистического строя,т.е. выполнить свою историческую миссию«могильщика капитализма», рабочий класс можетлишь при условии, что его деятельность будетнаправляться «революционным авангардом».Основу этого «авангарда» составляетреволюционная интеллигенция,владеющая научной теориейисторического развития и классовой борьбы.
Политическая философияУчение о государстве
Теория познанияПартийность философии Философия всегда служит интересам определённого класса (даже если сам философ этого не понимает и не хочет).Если философ выражает интересы передового класса, партийность не только не противоречит научной объективности, но единственно может эту объективность обеспечить.Но никакая установка на объективность не помешает выразителю интересов реакционного класса скатиться на антинаучные позиции.
Теория познанияСоциальные и гносеологические корни идеализма Философский идеализм неизменно стоит на защите реакционных интересов, выступая формой идеологии господствующего класса на том этапе развития общественно-экономической формации, когда её прогрессивный потенциал исчерпан.Но идеализм имеет и гносеологические корни, представляя собой результат абсолютизации действительных, но оторванных от целого и односторонне интерпретированных особенностей познавательного процесса.
Теория познанияТеория отражения и объективность истины Природа, материя первичны; познание есть лишь отражение бытия в сознании.По способу существования – в голове человека – знание субъективно. Но по содержанию оно объективно постольку, поскольку отражает объективную действительность.
Теория познанияАбсолютная и относительная истина Мир в принципе познаваем, и в этом смысле абсолютная истина достижима.Однако на любом конкретном этапе познания человеку доступна лишь относительная (т.е. неполная, обусловленная и ограниченная его специфическими обстоятельствами) истина. Критерием «истинности» такой частичной истины является «материальная» практика, понимаемая как процесс активной, социально организованной деятельности по преобразованию окружающего мира, прежде всего – производственной и революционной.
Диалектика«Ядро диалектики» Из трёх «законов диалектики»: единства и борьбы противоположностей,перехода количественных изменений в качественные,отрицания отрицания – в качестве её «ядра» выделяется закон единства и борьбы противоположностей, как определяющий источник развития ихарактеризующий само развитие как саморазвитие.
ДиалектикаПринципы диалектики Законы диалектикиЗакон единства и борьбы противоположностейЗакон перехода количественных изменений в качественныеЗакон отрицания отрицанияПринципы диалектикиПринцип объективностиПринцип развитияПринцип историзма Принцип конкретности Категории диалектикиСодержание и формаСущность и явлениеНеобходимость и случайность и пр.
Вопросы?