Московский государственный институт международных отношенийКафедра философии Русский интуитивизм
Русский интуитивизм Н. О. Лосский(1870-1965)С. Л. Франк (1877‑1950)
Русский интуитивизм Н. О. Лосский: органический идеал-реализмГносеология (интуитивизм) Интенциональность сознанияГносеологическая координация Три вида интуиции Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелей Мир как органическое целое С. Л. ФранкГносеология (интуитивизм)Металогическое единство «Живое знание» Онтология «Непостижимое»Критика детерминизма Этика: Вековечная борьба добра и зла Социальная философия «Ересь утопизма» Соборность как основа социальности
Н. О. Лосский (1870-1965)Органический идеал-реализм Основные сочиненияОбоснование интуитивизма (1906)Мир как органическое целое (1917)Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция (1938)Бог и мировое зло: Основы теодицеи (1941)Условия абсолютного добра: Основы этики (1949)История русской философии (1951)
Гносеология (интуитивизм)Интенциональность сознания
Гносеология (интуитивизм)Гносеологическая координация
Гносеология (интуитивизм)Три вида интуиции Интуитивный характерпознавательного актав более чистом видеобнаруживаетсяв случаях, когдапредметом являетсяидеальное бытие:мир идей, чужое «я»,в предельных случаях –Абсолютное.
Онтология (иерархический персонализм)Иерархия субстанциальных деятелей Всеблагий, всемогущийи вездесущий Богсотворил мир как систему сущностей,величайшее значение которой в том,что она состоит из сущностей,способных творить с Еговсемилостивейшей помощьювысочайшее благо –божественную полноту жизни.Только личности способны к этому;поэтому Бог творит только личности.
Онтология (иерархический персонализм)Иерархия субстанциальных деятелей Каждый субстанциальный деятельможет развиваться и подниматьсяна всё более высокие ступени бытия,отчасти творчески вырабатывая,отчасти подражательно усваиваявсё более сложные типы жизни.
Онтология (иерархический персонализм)Иерархия субстанциальных деятелей Так человеческое “я” есть деятель, который, может быть, биллионы лет назад вёл жизнь протона, потом, объединив вокруг себя несколько электронов, усвоил тип жизни кислорода,затем, усложнив ещё более своё тело, поднялся до типа жизни, например, кристалла воды, далее перешёл к жизни одноклеточного животного и – после ряда перевоплощений, или, лучше [сказать], выражаясь термином Лейбница, после ряда метаморфоз – стал человеческим “я”.
Онтология (иерархический персонализм)Мир как органическое целое … созерцание других сущностейтакими, какими они являютсясами по себе, возможно потому, чтомир есть некое органическое целое,а познающий субъект,индивидуальное человеческое я –некое сверхвременное исверхпространственное бытие,тесно связанное с целым миром.
Онтология (иерархический персонализм)Мир как органическое целое Не зависящая от времени ипространства координацияесть не что иное,как связь сверхвременных исверхпространственных деятелейдруг с другом, благодаря которойвсё, что переживает один деятелькак своё прояснение,существует не только для него,но и для других деятелей всего мира.
С. Л. Франк (1877‑1950) Основные сочиненияПредмет знания: Об основах и пределах отвлечённого знания (1915)Душа человека: Опыт введения в философскую психологию (1918)Смысл жизни (1926)Духовные основы общества: Введение в социальную философию (1930)Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии (1939)
Гносеология (интуитивизм)«Металогическое единство»
Гносеология (интуитивизм)«Живое знание»
Онтология«Непостижимое»
Онтология«Непостижимое» «Непостижимое постигаетсяпосредством его непостижения».
ОнтологияКритика детерминизма
ЭтикаВековечная борьба добра и зла
Социальная философия«Ересь утопизма»
Социальная философияСоборность как основа социальности
Вопросы?