МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙКафедра философииЭпикурейцы и стоики
Эпикурейцы и стоики Сократические школыКиренаики: этика гедонизмаАристипп: обоснование гедонизмаФеодор: аморалистическая интерпретация гедонизмаГегесий: пессимистическая интерпретация гедонизмаАнникерид: гедонистический оптимизмКиники: этика аскетизмаАнтисфен: обоснование кинизмаДиоген: практика кинизмаКратет: критика гедонизма Эллинистическая философияЭпикурейцы: этика эвдемонизмаСтрахи и их преодолениеКлассификация желанийСтоики: автаркия разумаОнтология («физика») Ранней СтоиЭтика Римской Стои
Сократические школы и их преемники
Афины – центр греческой философии
КиренаикиЭтика гедонизма
КиренаикиЭтика гедонизма Гедонизм(греч. ήδονή,удовольствие) –этическое учение,отождествляющееблагос удовольствием.
Аристипп Обоснование гедонизма Единственное подлинное благо – телесное удовольствие; единственное зло – телесное страдание. Люди несчастны потому, что принимают за благо то, что является лишь средством для его получения (например, богатство). Мудр тот, кто знает, что есть истинное благо и что есть действительное зло, и знает, как использовать это знание; мудрость – это умение (искусство) быть счастливым. Но в стремлении к удовольствиям мудрец руководствуется принципом меры: он – не раб, а господин своих удовольствий.
ФеодорАморалистическая интерпретация гедонизма
ГегесийПессимистическая интерпретация гедонизма
ГегесийПессимистическая интерпретация гедонизма В жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте – Тяжбы, да спор о делах, дома – своя суета;Сельская жизнь многотрудна; тревоги полно мореходство; Страшно в чужих нам краях, если имеем мы что,Если же нет ничего – много горя; женатым заботы Не миновать, холостым – дни одиноко влачить;Дети – обуза, бездетная жизнь неполна; в молодёжи Благоразумия нет, старость седая слаба.Право, одно лишь из двух остаётся нам, смертным, на выбор: Иль не родиться совсем, или скорей умереть.
АнникеридГедонистический оптимизм
АнникеридГедонистический оптимизм В жизни любая годится дорога. В общественном месте – Слава и мудрость в делах, дома – покой от трудов;В сёлах – природы благие дары, в мореплаванье – прибыль, В крае чужом нам почёт, если имеем мы что,Если же нет ничего, мы одни это знаем; женитьба Красит очаг, холостым – более лёгкая жизнь.Дети – отрада, бездетная жизнь без забот. Молодёжи Сила дана, старики благочестивы душой.Вовсе не нужно одно нам из двух выбирать – не родиться Или скорей умереть; всякая доля блага.
КиникиЭтика аскетизма Кинизм (греч., κύων, пёс, род. κυνός)Аскетизм(греч., άσκητής, упражняющийся) –этическое учение,проповедующее самоотречение иподавление чувственных влечений каксредство достижения высшего блага.
КиникиЭтика аскетизма
АнтисфенОбоснование кинизма
ДиогенПрактика кинизма
ДиогенПрактика кинизма
ДиогенПрактика кинизма
КратетКритика гедонизма Херил. «На гроб Сарданапала» (V в. до н.э.)Зная, что смертным родился, старайся питать свою душуСладостной негой пиров, – после смерти ведь нет нам отрады.В прах обратился и я, Ниневии великий властитель.Только с собой и унёс я, что выпил и съел и что взятоМной от любви; вся же роскошь моя и богатство остались;Мудрости это житейской моё поучение людям.
КратетКритика гедонизма Кратет Фиванский. Пародия на эпиграмму- эпитафию Херила (IV в. до н.э.)Зная, что смертным родился, старайся питать свою душуСладостью мудрых речей, не в еде для души ведь отрада.Жалок я, евший так много и так наслаждавшийся в жизни!Только с собой и унёс я, что ум мой познал и что музыДали прекрасного мне; все же прочие блага остались.
ЭпикурейцыЭтика эвдемонизма Эвдемонизм(греч. εύδαιμονία, счастье) –этическое учение, утверждающее,что цель жизни – счастье.
ЭпикурейцыЭтика эвдемонизма
ЭпикурейцыЭтика эвдемонизма Основные сочиненияЭпикур. О природе (не сохр.)Эпикур. Письмо к ГеродотуЭпикур. Письмо к МенекеюЭпикур. Главные мыслиТит Лукреций Кар. О природе вещей
Этика эпикурейцевСтрахи и их преодоление
Этика эпикурейцевКлассификация желаний
СтоикиАвтаркия разума
СтоикиАвтаркия разума Автаркия(греч., αύτάρκια) –самодовление, самодостаточность.
СтоикиАвтаркия разума
СтоикиАвтаркия разума Основные сочиненияСенека. Нравственные письма к ЛуцилиюСенека. О благодеянияхСенека. Рассуждения о природеСенека. О блаженной жизниСенека. О скоротечности жизниСенека. О провиденииЭпиктет. Беседы (записаны Ф. Аррианом)Марк Аврелий. К самому себе
СтоикиОнтология («физика») Ранней Стои Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с Богом (пантеизм). Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом. Всё сущее, будучи лишь частью единого космического организма, всецело определяется последним (отождествление логической необходимости с причинностью, отрицание случайности – абсолютный детерминизм). Всё, что происходит с человеком, также предопределено (фатализм).
СтоикиФатализм Ранней Стои Фатализм(лат., fatum, судьба;fatalis, роковой, предопределённый) –философское учение,отождествляющая необходимостьс предопределённостью и неизбежностью всего происходящего в природе и жизни человека,и на этом основании исключающее случайность и свободу.
СтоикиФатализм Ранней Стои Властитель неба, мой отец, веди меня,Куда захочешь! Следую не мешкая,На всё готовый. А не захочу – тогда Со стонами идти придётся грешному,Терпя всё то, что претерпел бы праведным.Покорных рок ведёт, влечёт строптивого.Луций Анней Сенека (перевод из Клеанфа)
СтоикиЭтика Римской Стои
Вопросы?