Московский государственный институт международных отношенийКафедра философии Софиология после В. С. Соловьёва
Софиология после В. С. Соловьёва С. Н. Булгаков (1871-1944) П. А. Флоренский (1882-1937)
С. Н. Булгаков (1871-1944)Софийность мироздания Основные сочиненияОт марксизма к идеализму: Сборник статей (1903) Два града: Исследования о природе общественных идеалов (1911) Философия хозяйства (1912) Свет невечерний: Созерцания и умозрения (1917) Трагедия философии (1920) Философия имени (1920)
С. Н. Булгаков (1871-1944)Софийность мироздания Сущность и типы философии «Троическая аналогия» и троичность предложенияИстория философии как история тринитарных ересей Учение о СофииРелигиозный материализм Понятие Софии«Тварная София» Литургический критерий софийностиСофиология хозяйства Софиология искусства Софиология пола Софиология творчестваСофиология власти Софиология смертиСофиология истории
Сущность и типы философии «Троическая аналогия» Сущностное строение здешнего бытияопределяется сущим в нём (особенно –в природе человека и в сферечеловеческого духа) образом св. Троицы.Троично предложение (суждение),в котором следует видеть не простоформу выражения мысли, ноуниверсальный выразительный акт.Само существование человека можетрассматриваться как суждение –развёрнутое высказывание человекао том, что он есть.Суждение,оно же грамматическое предложение,онтологической первоосновойсводится всегда к типу: я есмь нечто.Это – «первосуждение», универсальнаяформа; как единство трёх членов:подлежащего, сказуемого и связки –оно несёт в себе образ троичности.
Сущность и типы философииИстория философии как история тринитарных ересей Первосуждение, таким образом, – этоуниверсальная онтологическая структура,«схема сущего», но также и«схема истории философии».Истинная реальность, скрытая в формеПервосуждения, есть единство, равновесиеи равноправие трёх грамматических начал,понятых как начала онтологические.Но философии как таковой(и, следовательно, всякой философскойсистеме) присущ монизм, утверждениеединственного верховного начала.Философия в принципе неспособнавыразить цельность триединой реальностии обречена сводить Троицу к единице,избирая часть вместо целого.Она является поэтомуили «философией субъекта» (Фихте),или «философией сказуемого» (Гегель),или «философией связки» (Спиноза).
Учение о СофииРелигиозный материализм «Меон»(греч. μηόν) –относительноеничто, небытие,чреватое бытием.«Укон»(греч. ουχόν) –абсолютное ничто,всецелаяпротивоположностьбытия.Мир сотворён из «ничто»,но следует различатьабсолютное ничто (укон)и относительное ничто (меон).Акт творения естьподнятие укона в меонтворческим актом Бога.В своём онтологическом существематерия есть меон.Но хотя и после Бога и по Его воле,материя есть такжетворческое начало: её ключевыеопределения – «Земля» и «Мать».На вершине своегорождающего и творческого усилияЗемля-мать потенциально является«Богоземлёй» и Богоматерью.
Учение о СофииПонятие Софии София («Премудрость Божия») –«идеальный первообраз»мира в Боге.София – не только первообразтварного бытия в целом, но исобрание первообразов каждой извещей и каждого из явлений мира.В ней неотъемлемо присутствуетаспект множественностии единства множества:она есть всеединство.В то же время это не простовсеединство или мир идей,но всегда – их персонификация,олицетворение.
Учение о Софии«Тварная София» Под софийностью понимается свойствопричастности отдельного явленияили всего тварного мира Софиикак своему идеальному первообразу.«Софийность» вообще естьнекий гармонический лад вещей,принцип закономерности и сообразности,«универсальная связь мира»,противостоящая «несофийным»тенденциям вражды, хаоса, распада.Главные именаили дефиниции СофиисутьБлаго, Истина и Красота.
«Тварная София»Литургический критерий софийности Не чуждо софийности всё то, «за что можно молиться», что благословляет и освящает Церковь в своём богослужении.Поскольку церковная молитва – не об идеальном, а именно о грешном и падшем мире, темами софиологии оказываются:узловые вехи земного существования(рождение, продолжение рода, смерть),его нужды (труд, хозяйство), и узы (семья, власть).
«Тварная София»Софиология хозяйства В своём истоке хозяйство не порожденолишь падшим состоянием мира, существуети «райское хозяйство» как бескорыстныйлюбовный труд человека над природойдля её познавания и усовершенствования,раскрытия её софийности».Однако в падшем состоянии мира смысли мотивы хозяйства радикально меняются:оно требует теперь усилия и являетсятяжким бременем, служит не раскрытиюсофийности, а нужде человека.Но оно сохраняет«низшие формы софийности»:в своей хозяйственной функциичеловек утверждает своё центральное,главенствующее место в мироздании, чтосоответствует его софийному первообразу.
«Тварная София»Софиология искусства Если «райское хозяйство» и «райскоеискусство» тождественны (эта синтетическаяактивность именуется теургией), тов падшем модусе они утрачивают важные(но противоположные) свойства теургии истановятся как бы дополнительными друг другу.Хозяйство, сохраняя способностьдейственного изменения мира,утрачивает ориентир софийности –способность созерцания красоты; искусствосохраняет способность видеть софийность,но утрачивает возможность её осуществить.Его отношение к Софии выражаетсяпонятием Эроса: это – влечение, стремление,которое, однако, никогда не достигаетполного соединения со своим предметом,в чём и заключается «трагедия искусства».
«Тварная София»Софиология пола Двуполость присуща тварному бытиювне зависимости от грехопадения, хотя в падшем состоянии она и «затемняется» привнесением похоти.«Мужское» и «женское» –два универсальных софийных принципа,на базе которых развиваются, в частности,
«Тварная София»Софиология творчества
«Тварная София»Софиология власти Власть – это единствозаложенных в человеческой природепротивоположных стремлений:
«Тварная София»Софиология смерти
«Тварная София»Софиология истории София тварная не есть неподвижный атрибут:она раскрывается, развёртывается,то есть имеет характер процесса;динамический аспект софийности выявляетсячерез различие между «образом» и «подобием».Софийность как целокупная причастностьчеловека Богу есть вместе и образ – сходствопо некоторым неизменным признакам,и подобие – развёртывание образадо отождествления с Первообразом.Это соединение мира со своим Божественным Первообразом есть«ософиение» – Богочеловеческий процесс,в центре которого стоит Церковь и который вперспективе должен охватить всю Вселенную.
П. А. Флоренский (1882-1937) Конкретная метафизика Основные сочиненияСтолп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах (1914) У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики) (1918) Иконостас (1920-е гг.) Мнимости геометрии (1922)
П. А. Флоренский (1882-1937) Конкретная метафизика Конкретная метафизика Философский символизм Гносеология символизмаПан-Символ Дискретный характер реальности и уровни смысловой выразительности Концепция пространства и пространственное понимание бытия ЭстетикаИскусство и культПрямая и обратная перспектива
Конкретная метафизикаФилософский символизм Конкретность означает не отсутствие духовногопредмета, но именно конкретный характердуховного предмета, обретаемый им за счёт егонепременной воплощённости в чувственном.Нет никаких отвлечённых духовныхсущностей или абстрактных идей, ибодуховный предмет всегда выражен вчувственном – явлен пластично и зримо.Но нет и чисто эмпирических явлений,ибо всякое явление естьвыявление духовной сущности –чувственный облик определённого ноумена.Феномен и ноумен выражают друг друга,образуя нераздельное двуединство,которое есть символ.Вся реальность состоит из символов. Символсовмещает в себе «природное» и «духовное»;реальность едина, она повсюду, в любомсвоём элементе и чувственна, и духовна.
Конкретная метафизикаФилософский символизм Бытие, которое больше самого себя, – таково основное определение символа.
Конкретная метафизикаГносеология символизма В любой сфере познание означает раскрытиесимволической природы явлений, узрениеноумена в феномене, так что принципиальныеразличия между родами знания исчезают.При таком подходе иначе понимаютсяи цели познания:оно должно быть направлено не на открытиеотвлечённых законов, «управляющих»разными сферами реальности,а на выявлениефундаментальных, первичных символов,из которых складывается данная область.Эти первичные символы выделяютсясреди других символов своей простотойи элементарностью, за счёт которых онии обретают общность и универсальность.
Конкретная метафизикаПан-Символ Реальность в целом также составляетединый символ.Этот Пан-Символ, с одной стороны, не естьпростая сумма сущего, а есть единое целоес собственным ноуменальным содержанием,а, с другой стороны, есть собирательное целое(не единство, а множество), посколькуобъемлет и содержит в себе все символы.Его внутренняя организация предполагает, таким образом, тождество частей целому, то есть образует всеединство.Всеединство есть вообщепринцип внутренней формысимволической реальности.
Конкретная метафизикаДискретный характер реальности Реальность должна, таким образом, пониматься как состоящая из элементов, каждый из которых представляет собой отдельную и законченную цельность.Иными словами реальность состоит из дискретных элементов.Поскольку здешний мир нельзя отождествлятьс полнотой и совершенством бытия,феномен может не в совершенствевыражать собой ноумен.В мире явлений существуют градации,ступени символичности, которые такжене непрерывны, а дискретны.Реальность «многослойна»:в Бытии-Космосе выделяется ряд «пластов»,различающихся по степенивыявленности ноуменов в феноменах.
Конкретная метафизикаПространственное понимание бытия Пустое, бескачественное пространство,независимое от вещества,есть всего лишь абстракция,лишённая истинного существования.И феномен, и ноумен пространственны,следовательно, пространственнойявляется и связь их друг с другом.Существует особое пространство, отличноеот пространства чувственных вещейи служащее вместилищем ноуменального.Ноуменальное пространство не является копией эмпирического пространства, но оно и не абсолютно иное: ноуменальный мир есть мир «обращённый» («мнимый»).Обе стороны символа: и чувственная,и умнáя – получаются одна из другойвыворачиванием наизнанку.
Конкретная метафизикаПространственное понимание бытия Если переднюю сторону плоскости мы видим, то озадней только знаем. Но отвлечённо знать о некоторомнаглядном образе, сущность которого – именно в егонаглядности, это значит иметь восприятие его каким-тоиным, не зрительным, способом, но с коррективомна зрительность через отвлечённое понятие или черезобраз воспоминания. Действительность есть в этомсмысле воплощение отвлечённого в наглядный материал,из которого и было получено отвлечённое; а мнимость –это воплощение того же самого отвлечённого,но в наглядном материале инородном. В этомсмысле и надлежит говорить о понятиях ощущений,как ощущениях мнимых, или ощущениях мнимого…
ЭстетикаИскусство и культ Ключевой момент в устройстве символической реальности – это отношение её двух миров, подлежащее ведению культа.Поэтому особый характер, тесно связанный с культом, приобретает всякая активность, затрагивающая границу миров: смерть, сновидения, мистический экстаз и т.п.В более широком понимании пограничной активностью следует полагать ивсякое творчество, поскольку оно направленона раскрытие смысловой стороны явлений. Искусство, таким образом, оказываетсяпод эгидой культа.Иконопись сущностно едина с онтологией:обе области – одна в слове,другая в изображении – даютвыявление незримых духовных сущностей.
ЭстетикаПрямая и обратная перспектива Двум основным видам миропонимания:«возрожденческому»и «средневековому» – соответствуют два типа художественного изображения: прямая К. Брюллов. «Наездница»(1832, Третьяковская галерея).
ЭстетикаПрямая и обратная перспектива Двум основным видам миропонимания:«возрожденческому»и «средневековому» – соответствуют два типа художественного изображения: прямая и обратная перспектива.«Крещение»(30-ые гг. XV в., Тверская школа)
ЭстетикаПрямая и обратная перспектива Евклидово пространство однородно, изотропно,непрерывно, связно, бесконечно и безгранично;поэтому оно не пригодно для символизации глубинной,прерывной, многосвязной, замкнутой и иерархичной реальности.
Вопросы?