Г. В. Плеханов (1856-1918) Г. В. Плеханов (1856-1918)
Характер и функции философии и место марксизма в её истории Характер и функции философии и место марксизма в её истории Философия и наука Место марксизма в истории философии Основные части марксистской философии Материализм Учение о материи Диалектика Познание Философия истории Материалистическое понимание истории Роль личности в истории «Осмысленное западничество»
Философия Философия или опережает науку, предлагая умозрительные решения проблем, которые пока не могут быть решены наукой, или резюмирует и обобщает решения, найденные наукой (науками). Философия изучает мир как целое, науки – по частям. Задача философии – согласовать открытия разных наук и дать целостную картину мира.
Марксизм – высшая точка развития материализма. Марксизм – высшая точка развития материализма. Основными «вехами» развития материализма до Маркса были: Б. Спиноза, французские материалисты эпохи Просвещения (Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах), Л. Фейербах. Карл Маркс распространил материализм на сферу общественной жизни.
«Душой» марксизма как философской системы является диалектика как «Душой» марксизма как философской системы является диалектика как метод и универсальная теория развития. Двумя основными частями философской системы марксизма являются: философия природы (материалистическое понимание природы), философия истории (материалистическое понимание истории).
Единственно сущее в мире – материальная субстанция, основными атрибутами которой являются Единственно сущее в мире – материальная субстанция, основными атрибутами которой являются движение и мышление. Материя существует вне и независимо от человека. Материя – причина ощущений как исходных и основных источников знания.
Принцип «всё течёт, всё изменяется» – основной закон всего существующего. Принцип «всё течёт, всё изменяется» – основной закон всего существующего. При этом мир не просто изменяется, но изменяется закономерно и поступательно. Законы движения мира суть законы диалектики. Диалектика есть «алгебра прогресса».
Научное понимание любой области действительности, в том числе – и истории, может быть только монистическим. Научное понимание любой области действительности, в том числе – и истории, может быть только монистическим. Из двух разновидностей монизма: материализма и идеализма – первый единственно научен, так как только он представляет историю как объективный процесс.
Законы истории – законы человеческой деятельности, поэтому историческая необходимость реализуется не иначе, как через действия людей. Законы истории – законы человеческой деятельности, поэтому историческая необходимость реализуется не иначе, как через действия людей. Великие исторические деятели, как правило, понимают, что действуют не «от себя», а как бы «осёдлывают» объективный исторический процесс (именно это и делает их великими). Критика «субъективного метода» в социологии (Михайловского) и концепции «героев и толпы».
Будущее человечества – социализм, но в России конца XIX – начала XX века капитализм – единственная альтернатива «азиатчине». Будущее человечества – социализм, но в России конца XIX – начала XX века капитализм – единственная альтернатива «азиатчине». Капитализм плох, но деспотизм ещё хуже: капитализм развивает в человеке зверя – деспотизм превращает человека во вьючную скотину.
Политическая философия Политическая философия Классовая борьба Концепция революционного авангарда Учение о государстве Теория познания Партийность философии Гносеологические корни идеализма Теория отражения и учение об объективной истине Абсолютная и относительная истина Диалектика «Ядро диалектики» Принципы диалектики
История классовых обществ есть история классовой борьбы. История классовых обществ есть история классовой борьбы. Все значимые события истории – прежде всего, конечно, политические, но отнюдь не только они – должны пониматься как проявление борьбы классов.
Философия всегда служит интересам определённого класса (даже если сам философ этого не понимает и не хочет). Философия всегда служит интересам определённого класса (даже если сам философ этого не понимает и не хочет). Если философ выражает интересы передового класса, партийность не только не противоречит научной объективности, но единственно может эту объективность обеспечить. Но никакая установка на объективность не помешает выразителю интересов реакционного класса скатиться на антинаучные позиции.
Философский идеализм неизменно стоит на защите реакционных интересов, выступая формой идеологии господствующего класса на том этапе развития общественно-экономической формации, когда её прогрессивный потенциал исчерпан. Философский идеализм неизменно стоит на защите реакционных интересов, выступая формой идеологии господствующего класса на том этапе развития общественно-экономической формации, когда её прогрессивный потенциал исчерпан. Но идеализм имеет и гносеологические корни, представляя собой результат абсолютизации действительных, но оторванных от целого и односторонне интерпретированных особенностей познавательного процесса.
Природа, материя первичны; познание есть лишь отражение бытия в сознании. Природа, материя первичны; познание есть лишь отражение бытия в сознании. По способу существования – в голове человека – знание субъективно. Но по содержанию оно объективно постольку, поскольку отражает объективную действительность.
Мир в принципе познаваем, и в этом смысле абсолютная истина достижима. Мир в принципе познаваем, и в этом смысле абсолютная истина достижима. Однако на любом конкретном этапе познания человеку доступна лишь относительная (т.е. неполная, обусловленная и ограниченная его специфическими обстоятельствами) истина. Критерием «истинности» такой частичной истины является «материальная» практика, понимаемая как процесс активной, социально организованной деятельности по преобразованию окружающего мира, прежде всего – производственной и революционной.
Из трёх «законов диалектики»: Из трёх «законов диалектики»: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания – в качестве её «ядра» выделяется закон единства и борьбы противоположностей, как определяющий источник развития и характеризующий само развитие как саморазвитие.
Законы диалектики Законы диалектики Закон единства и борьбы противоположностей Закон перехода количественных изменений в качественные Закон отрицания отрицания Принципы диалектики Принцип объективности Принцип развития Принцип историзма Принцип конкретности Категории диалектики Содержание и форма Сущность и явление Необходимость и случайность и пр.