Мастер-класс по теме «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом». Ямалиева Далиля Шамиловна, учитель русского языка и литературы. 900igr.net
«Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию». Кудрявцев Д.
• Что я знаю? • Что я узнал нового? • Как изменились мои знания? • Что я буду с этим делать? Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). • Как научить учащихся самостоятельно находить знания? • Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? • Как развить базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность?
Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л.В.Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
Мастер-класс по теме «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом».
1. ВЫЗОВ - актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; - пробудить интерес, активизировать обучаемого; - структурировать последующий процесс изучения материала 2. ОСМЫСЛЕНИЕ - получение новой информации; - ее осмысление - соотнесение новой информации с собственными знаниями; поддержание активности, интереса 3. РЕФЛЕКСИЯ - выражение новых идей и информации собственными словами; - целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем Этапы урока.
1. Ассоциативная карта—подбор слов, по данному слову, предложению. 2. Приём «Аквариум» - из класса выходят 3-4 человека, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Садятся в круг. Их задача ответить на вопросы, предложенные учителем. 3. Стратегия «Ключевые слова» - по опорным словам составить небольшой рассказ. 4. Стратегия «Интервью» - ученик «берёт интервью» у других учащихся по определённой теме, при этом составляет вопросы сам. Стадия вызова.
1. Чтение с остановками. 2. Групповое прогнозирование. 3. Цветовые ассоциации—дети с помощью цвета, показывают ассоциацию к данному слову, предложению. 4. Приём «Авторское кресло» - ребёнок выступает в роли автора и придумывает продолжение рассказа, сидя на стуле. 5. ДДЗ (дневник двойной записи) - записывается фраза, которая удивила, привлекла внимание и т.д. в виде таблицы. Стадия осмысления.
1. Приём «Написание эссе»—это свободное письмо на заданную тему. 2. Приём «Толстые и тонкие вопросы» – демонстра-ция понимания пройденного. Тонкие вопросы требуют для ответа 1 слово или предложение (где? Как? Когда? Как звали? ...), а толстые вопросы—2-3 предложения (Почему? Как ты думаешь? Что если...? Объясни...). 3. Приём «Дерево предсказаний»- этот прием помо-гает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. 4. Ассоциативная карта. Стадия рефлексии.
Тема урока: «Смерть ради жизни». Урок литературы в 6 классе по рассказу И.А.Бунина «Лапти».
Иллюстрация Е.Абаренковой к рассказу И.А.Бунина «Лапти»