Стратегический менеджмент Стратегический менеджмент ___________________ Тема 1. Сущность стратегического менеджмента
Лекции – 18 часов Лекции – 18 часов Практические занятия – 10 часов Домашнее задание Самостоятельная работа – 80 часов Зачет Базовый учебник – Томпсон и Стрикленд Итоговая оценка: 10% текущая работа в семестре + 30% домашнее задание + 60% итоговая зачетная работа
Содержание: проведение анализа по основным концепциям в соответствии со следующим планом: Содержание: проведение анализа по основным концепциям в соответствии со следующим планом: Исторические рамки концепции. Основные представители Стратегия и ее трактовка Основные инструменты теории Критика концепции Достоинства и недостатки Вклад в развитие стратегического управления Работа выполняется в группах по 3-4 человека. Объем – до 10 страниц. Срок сдачи работы: 26 сентября 2011 года. Обсуждение результатов будет проводится на практических занятиях с 3.10.2011
Тест - 2 балла Тест - 2 балла Мини-кейс – 4 балла 2 открытых вопроса – каждый по 2 балла
Стратегические решения – это управленческие решения, которые: Стратегические решения – это управленческие решения, которые: ориентированы на будущее и закладывают основы для операционных управленческих решений, связаны со значительной неопределенностью, т.к. учитывают неконтролируемые внешние факторы, связаны с привлечением значительных ресурсов и могут иметь серьезные долгосрочные последствия. Особенности стратегических решений: инновационны по природе, требуют особых мер по преодолению сопротивлений изменениям, направлены на возможности, а не на задачи; на будущее, а не настоящее, принимаются в условиях неопределенности, субъективны, мало поддаются объективной оценке, необратимы, имеют долгосрочные последствия. И.Ансофф: стратегические решения направлены на решение такой проблемы, как выбор товаров и рынков, оптимизирующих возврат инвестиций фирмы,
Бюджетирование – финансовое планирование. Бюджетирование – финансовое планирование. Период: 1890 г. – 30-50-е г.г. XX в. Составление бюджетов по статьям расходов Приоритеты: текущая прибыль, оптимальная структура затрат Недостатки: угроза долгосрочному развитию организации («прошлое повторяется в будущем»)
стратегический план не может дать точной и детальной картины будущего; стратегический план не может дать точной и детальной картины будущего; для осуществления стратегического управления необходимы большие затраты времени и ресурсов; резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического планирования, когда в сжатые сроки создаются новые продукты, кардинально меняются направления вложений, появляются новые возможности для бизнеса, исчезают старые. В этом случае величина ошибки может быть очень велика.
Цель стратегического менеджмента – обеспечение стратегической конкурентоспособности организации в условиях неопределенной внешней среды Цель стратегического менеджмента – обеспечение стратегической конкурентоспособности организации в условиях неопределенной внешней среды 5 основных задач стратегического менеджмента: Формирование стратегического видения и миссии организации; Определения корпоративных целей и целей функциональных; Разработка стратегий (корпоративных и функциональных) для достижения определенных выше целей; Внедрение и реализация стратегии; Оценка реализации стратегии изучения новых тенденций и осуществление корректирующих действий.
Стратегия — может быть определена несколькими способами в зависимости от момента ее возникновения и становления как инструмента управления: Стратегия — может быть определена несколькими способами в зависимости от момента ее возникновения и становления как инструмента управления: А) Стратегия — рассчитанная на перспективу система мероприятий и задач, обеспечивающая достижение долгосрочных целей предприятия. Б) Стратегия — обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. В) Стратегия есть набор правил для принятия важнейших решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
Корпоративная стратегия Корпоративная стратегия Объект – диверсифицированная корпорация. Направленность на объединение в единое целое стратегий нескольких бизнес-единиц Бизнес-стратегия Объект – стратегия бизнес-единицы или бизнес-направления. Направленность на приобретение устойчивых конкурентных преимуществ бизнес-единиц или направлений Функциональная стратегия Объект – функциональные аспекты деятельности. Направленность на совершенствование маркетинговой, производственной, операционной, финансовой и др. стратегий. Низший уровень стратегий.