ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Основные подходы к понятию потребности как системной реакции. 2.Классификации потребностей. 3. Материальные потребности. Характеристика. 4. Социальные потребности. 5. Духовные потребности.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им как «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт» - отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Диалектическое единство объективной нужды и ее осознание.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ В качестве носителя потребностей могут выступать: биологический организм; человеческий индивид; сообщество людей (семья, род, племя, народ); социальная группа или социальный слой (класс, нация, сословие, поколение, профессиональная группа)
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ Классификация потребностей: материальные – духовные; индивидуальные – групповые; производственные – непроизводственные; рациональные – нерациональные; текущие - ожидаемые; реальные – идеальные; жизненно важные – второстепенные;
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) традиционные – новые; постоянные – временные; возвышенные – низменные. Чаще всего потребности делятся по происхождению на биогенные (первичные) и социальные (вторичные). К числу первичных относятся потребности самосохранения (пища, вода, отдых, сохранение здоровья, воспроизведение потомства)
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) К вторичным потребностям относятся потребности в самоутверждении, общении, достижениях, дружбе, любви, знаниях, саморазвитии, творчестве, самовыражении. Структурный анализ системы потребностей основан на необходимостях, возникающих у человека в процессе жизнедеятельности. а) необходимость самосохранения и социализации (поддержание жизнедеятельности организма, воспитание, обучение)
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) б) необходимость трудовой деятельности и самоутверждения (приобретение профессии, социального статуса, участие в жизни коллектива); в) необходимость продолжения рода и упорядочения семейной жизни (любовь, супружество, семья, дети); г) необходимость самосовершенствования, развития, самовыражения (самообразование, творчество, физкультура и спорт); д)необходимость коммуникации и передвижения.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) Две первые необходимости выступают основой потребностей низшего уровня, две последние – основа потребностей высшего уровня, необходимость продолжения рода и упорядочения интимной жизни является промежуточной связью между уровнями. С иерархией необходимостей связаны пять подуровней потребностей: Базисныепотребности: первый подуровень – бытовые потребности, потребности в социальных гарантиях и
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) обеспечении, потребности в освоении и усвоении социальных ценностей. В первом подуровне выделяют комплексы потребностей: а) в товарах народного потребления и услугах (потребность в жилище, домашнем хозяйстве, питании, гардеробе, отдыхе, передвижении); б) в функционировании социальных институтов, обеспечивающих реализацию прав и обязанностей граждан – потребность в социальных гарантиях
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) и социальном обеспечении (социальное страхование, образование, охрана здоровья и др.); в) в участии в общественных организациях (потребность в принадлежности). Второй подуровень – трудовые потребности и потребности самоутверждения (потребность в труде, профессии, квалификации, продвижении по службе, общении в профессиональной среде, в нормальном
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) нравственно-психологическом климате в коллективе, в статусе, в активной жизненной позиции, потребность в уверенности в будущем); Третий подуровень – потребности, связанные с интимной жизнью и образованием семьи (семейные потребности). Этот подуровень потребностей обеспечивает связь между первым, вторым, четвертым и пятым подуровнями.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) Высшие потребности Эти потребности обеспечивают всестороннее развитие человека. Среди них выделяют: четвертый подуровень – культурно-досуговые потребности пассивного характера: а) познавательные потребности; б) потребности в художественном чтении; в) потребности в общении с искусством; г) потребности в игре и др.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) Пятый подуровень – культурно - досуговые потребности активного характера а) потребность творчества; б) потребность в самодеятельности; в) потребность в самовыражении; г) потребности социально-политические и нравственные. Ядро потребностей высшего уровня составляют потребности во всестороннем развитии и самоактуализации. Вершина иерархии – группа потребностей,
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) связанных с необходимостью личности осознать себя, свою жизнь через подлинный смысл существования.
Вопросы для самопроверки Дайте определение понятию потребности. Охарактеризуйте группы потребностей с учетом критериев, положенных в основу классификации. Дайте характеристику первичным и вторичным потребностям человека. Дайте характеристику структурного анализа системы потребностей. Поясните классификации потребностей Г. Меррея и А. Маслоу