ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Понятие о мотивации и мотивах активности человека. 2. Понятие об установках. 3. Понятие об идеалах. 4. Понятие о склонностях человека. 5. Основные подходы к понятию потребность, потребностным отношениям человека.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Идеал – идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека. Формирование природных предметов сообразно И. представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает спец. создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Склонность -избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая, устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Возникновение склонностей обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи их несовпадения
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Установка -готовность,предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными орентациями. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.) совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Интерес – это мотив, который действует, в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности, это направленность внимания, помыслов.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается расширяется. Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость от того, в чем он нуждается или чем заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. Направленность включает два тесно связанных между собой момента: А) предметное содержание, т.к. направленность – это всегда стремление к чему – то, к тому или иному предмету; Б)напряжение, которое при этом возникает
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ При этом выделяются тенденции влечения и тенденции долженствования (С.П. Рубинштейн). Должное в известном смысле противостоит тому, что непосредственно влечет. Должное становится значимым для человека лишь тогда, когда он осознает значимость данной цели, когда она становится его личным делом, к которому влечет иногда с силой, превосходящей силу бессознательных влечений.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ Активность личности достигает высшей эффективности, когда она оптимально организована и целенаправленна, что обеспечивается принципом доминанты, иерархией мотивов, активности. В качестве мотивов выступают: представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (Х. Хекхаузен); желания, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик)
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) морально-политические установки и помыслы (А.Г. Ковалев); психические процессы, свойства и состояния личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (В.К. Вилюнас)
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ Понимание потребностей многозначно, так существуют подходы к их характеристике: потребность как внутренний побудитель активности; потребность как нужда; потребность как предмет удовлетворения нужды; потребность как отсутствие блага; потребность как ценность; потребность как состояние
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) потребность как системная реакция; потребность как мотив. Мотивация,обусловленная потребностями личности: В случае биологических потребностей этапы формирования мотива следующие: 1) формирование первичного мотива; 2) поисковая активность – может быть внешней или внутренней. Задача второго этапа:
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) а) определение субъективной вероятности достижения успеха при различных способах поведения и деятельности; б)предвидение последствий выбираемого для достижения цели пути. 3 этап – выбор конкретной цели и формирование намерений. Если конечная цель не поставлена, мотивы являются недейственными (А.Н. Леонтьев) Мотив – это системное образование, а побуждение – это его энергетическая сторона
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (продолжение) Дж. Роттер обозначает побуждение как потенцию действия, а Л. Фестингер как мотивационное давление. Намерение и побуждение не одно и то же. Намерение – это замысел, предположение сделать что-нибудь. Намерение может быть и без побуждения, когда человек намерен что-то не делать или же когда у него не хватает решимости осуществить задуманное, т.е он не может проявить силу врли.
Вопросы для самопроверки Дайте определение понятию потребности как побудителя активности человека. Дайте характеристику понятию потребности как нужды и предмета ее удовлетворения. Проследите понимание потребности как отсутствия блага и ценности; Охарактеризуйте потребность как мотив, как побуждение. Охарактеризуйте этапы мотивационного процесса.
Рекомендуемая литература: Дополнительная литература: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПБ.: Питер., 2000.