ПЛАН ЛЕКЦИИ: Характеристика социально-научающей теории Дж. Роттера. Шесть категорий потребностей
Требования к знаниям, умениям и навыкам Знания: положений, касающихся взгляда на человека в Социально-научающей теории Дж. Роттера Умения: анализировать, проводить сравнительный анализ потребностей клиентов на основе категорий потребностей, выделенных Роттером; Навыки – умение использовать полученные знания при составлении структуры подхода к потребителю в сервисе .
Ключевые понятия Социально-научающая теория – попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения. Потенциал поведения - в теории Роттера, вероятность того, что данное поведение будет выстроено в зависимости от ожиданий человека и ценности подкрепления, связанного с поведением в данной ситуации.
Ключевые понятия Потенциал потребности – в теории Роттера вероятность того, что представленное поведение приведет к удовлетворению определенной категории потребностей. Потребность – в теории Роттера, набор различных видов поведения , общим для которых является то, как они приобретают сходные подкрепления (например, признание, любовь и привязанность)
Учебный материал Дж. Роттер рассматривает людей как целенаправленных индивидуумов, он полагает, что люди стремятся увеличить поощрение, уменьшить или избежать вовсе наказания. Он утверждает, что цели определяют направление поведения человека в поисках удовлетворения основных потребностей. Роттер выделяет шесть категорий потребностей, применимых к прогнозу поведения человека.
Учебный материал 1.Статус признания – относится к потребности человека чувствовать себя компетентным в широком спектре областей деятельности, таких как школа, работа, физическая культура, общественная деятельность. 2. Защита – зависимость – включает в себя потребность, чтобы кто-то защитил от неприятностей и помог достичь значимых целей.
Учебный материал 3.Доминирование – потребность влиять на жизнь других людей и иметь возможность организовывать последствия на основе такого контроля. 4.Независимость – потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других; 5.Любовь и привязанность – потребность человека в принятии и любви других людей.
Учебный материал 6.Физический комфорт – потребность, включающая в себя удовлетворение, связанное с физической безопасностью, хорошим здоровьем, свободой от боли. Роттер указывает, что все другие потребности приобретаются в результате их ассоциации с основными потребностями физического здоровья и удовольствия
Учебный материал Роттер обосновывает ценность потребности, определяя ее как среднюю ценность набора подкреплений. Так, для одного человека важно завоевать любовь, для другог быть свободным от контроля, для третьего – проявлять власть.
Вопросы для самопроверки Охарактеризуйте понятие и основные принципы подхода к человеку в Социально-когнитивном направлении в теории личности (Дж. Роттер) . Раскройте суть понятий: потребность, потенциал потребности у Дж. Роттера . Охарактеризуйте шесть категорий потребностей, описанных Роттером.
Рекомендуемая литература: Основная литература: Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб. пособие/ Н.А. Коноплева. – М.: Флинта : МПСИ, 2008. Холл Кэлвин, Линдсей Гарднер. Теории личности. М., 1997. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997