Лекция 5 Монополия
Виды монополии Монополия – тип строения рынка, при котором существует только один продавец товара. 1. Чистая монополия: один продавец у товара нет близких заменителей большое число покупателей совершенная информированность продавцов и покупателей существуют барьеры, препятствующие входу на рынок новых фирм а) открытая монополия – нет юридических барьеров б) закрытая монополия - есть юридические барьеры 2. Естественная монополия – деятельность единственной фирмы в отрасли более эффективна из-за существенной экономии от масштаба
Спрос на продукцию монополиста
Доход фирмы-монополиста Снижение цены будет относиться не только к дополнительно проданной единице продукции, но и ко всем остальным.
Валовой и предельный доход фирмы-монополиста Валовой доход TR = P * Q Предельный доход MR = TRn - TRn-1
Условие равновесия фирмы-монополиста
Равновесие фирмы-монополиста
Показатель монопольной власти
Ценовая дискриминация Ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара по разным ценам разным потребителям или группам потребителей при том, что различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства.
Ценовая дискриминация первой степени Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация) – монополист продаёт каждую единицу товара покупателю по его резервированной цене, то есть по максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить. Весь излишек потребителя переходит к монополисту.
Ценовая дискриминация первой степени
Ценовая дискриминация второй степени При ценовой дискриминации второй степени цены одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от условий продажи товара: от количества покупаемой продукции (оптовые скидки, купоны со скидкой…) от условий покупки (с отсрочкой доставки и т.д.) от временных различий (авиабилеты)
Ценовая дискриминация второй степени
Ценовая дискриминация второй степени
Ценовая дискриминация третьей степени Ценовая дискриминация третьей степени – ситуация, при которой монополист продаёт товары по разным ценам разным группам потребителей с разной эластичностью спроса. Монополист проводит сегментацию рынка на группы: взрослые и дети граждане страны и иностранцы мужчины и женщины и т.д.
Ценовая дискриминация третьей степени
Ценовая дискриминация третьей степени
Естественная монополия Естественная монополия возникает в отрасли, где деятельность единственной фирмы более эффективна в силу существенной экономии от масштаба производства В такой отрасли одна фирма может целиком обеспечить весь спрос на её товар Долгосрочные средние издержки продолжают сокращаться в течение длительного времени с ростом производства (велика доля постоянных издержек) Примеры: предприятия коммунальной сферы, телефонной связи, ж/д транспорт
Естественная монополия
Излишки потребителя и производителя Излишек потребителя – разница между суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить (равной его предельной полезности), и реально оплаченной суммой. Излишек производителя – разница между полученной ценой и минимальной ценой, которую он был бы готов получить (равной его предельным издержкам).