Монополия
Структура рынка – это число и возможности продавцов и покупателей на рынке Структура рынка – это число и возможности продавцов и покупателей на рынке
Количество фирм в отрасли Количество фирм в отрасли Характер продукции Наличие барьеров входа в отрасль и выхода из нее Доступность экономической информации
Цели: Цели: рассмотреть основные черты монополии как рыночной структуры; определить факторы возникновения монополий; сформулировать правило максимизации прибыли для монополиста
Монополия – это рыночная структура, при которой рынок обслуживается одним продавцом, реализующим товар при полном отсутствии близких заменителей Монополия – это рыночная структура, при которой рынок обслуживается одним продавцом, реализующим товар при полном отсутствии близких заменителей
Единственный продавец Единственный продавец Уникальный товар Высокие барьеры входа/выхода на рынок
Исключительный контроль Исключительный контроль Perrier, De Beers Экономия на масштабах производства коммунальные службы Патенты Pfizer и Viagra Государственные лицензии и привилегии
Фирмы Фирмы Ценополучатели priсe takers Ценоискатели priсe searchers
КАК монополист (price searcher) определяет оптимальную цену? КАК монополист (price searcher) определяет оптимальную цену?
Цель фирмы – монополиста: Цель фирмы – монополиста: максимизация экономической прибыли PR = TR -TC
Предельные затраты – это дополнительные затраты, которые придется нести продавцу в результате продажи дополнительной единицы товара Предельные затраты – это дополнительные затраты, которые придется нести продавцу в результате продажи дополнительной единицы товара MC = ∆TC/∆Q
Предельная выручка – это дополнительная выручка, которую ожидают получить продавцы в результате продажи дополнительной единицы товара Предельная выручка – это дополнительная выручка, которую ожидают получить продавцы в результате продажи дополнительной единицы товара MR = ∆TR/∆Q
Уравнение спроса Уравнение спроса P = a - bQ Уравнение предельной выручки MR = a - 2bQ
Если Q < Qo, то MR > MC Если Q < Qo, то MR > MC Фирме следует увеличить объем выпуска Если Q = Qo, то MR = MC Фирма выпускает оптимальный объем Если Q > Qo, то MR < MC Фирме следует уменьшить объем выпуска
ПРИМЕР ЗАДАЧИ ПРИМЕР ЗАДАЧИ «Продавцу следует устанавливать предельную выручку как можно выше предельных затрат». Объясните, почему это утверждение ложно. Что ошибочно предполагает человек, который считает, что чистые поступления будут равны нулю при таком выпуске, когда MR=MC?