1. Понятие чистой монополии. Цели монополии. Выбор монополиста. 1. Понятие чистой монополии. Цели монополии. Выбор монополиста. 2. Последствия монополизации. 3. Индекс Лернера. 4. Естественные монополии: понятие, субаддитивность издержек, ценообразование. 5. Регулирование естественной монополии: ценовые методы регулирования. 6. Регулирование естественной монополии: неценовые методы регулирования.
Основная Основная 1. Наш учебник. Глава 3. 2.Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. М., Юрайт, 2010. Гл. 2, 6, 7.1, 7.2, 7.3., 12, 14.4. 2. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. Спб., 2000. Гл.1,5.
1. Вэриан Х. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М., 1997. Гл. 23,24. 1. Вэриан Х. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. М., 1997. Гл. 23,24. 2. Луис М.Б. Кабраль. Организация отраслевых рынков. Вводный курс. Минск, 2003. Гл.1, 9, 5.2. 3. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 2000.Гл.10,11. 4. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. 4-е изд. М.,2005.Гл.4.
1. Понятие чистой монополии. Цели монополии. Выбор монополиста 1. Понятие чистой монополии. Цели монополии. Выбор монополиста
Абсолютная власть над ценой, единственный ограничитель – платежеспособный спрос Абсолютная власть над ценой, единственный ограничитель – платежеспособный спрос
Открытая Открытая Закрытая.
Ресурсная; Ресурсная; Патентная; Франшизная; Стратегическая; Естественная
… может выбрать любую цену в пределах кривой спроса, но ее задачей является … может выбрать любую цену в пределах кривой спроса, но ее задачей является выбор оптимальной цены, а точнее оптимального соотношения цены и объема производства, которое позволяет ей…
Максимизировать прибыль? Максимизировать прибыль?
MR=MC<AC<P MR=MC<AC<P
Центральная проблема – максимизация прибыли
Максимизация дохода Максимизация дохода Максимизация доли рынка Максимизация стоимости компании Максимизация добавленной стоимости и др.
Расширение рабочих мест Расширение рабочих мест Предоставление покупателям качественных товаров и услуг Благотворительность и т.п.
Почему мы используем критерий максимизации прибыли?
Монополист может получать положительную экономическую прибыль в длительном периоде (в отличие от совершенной конкуренции). Монополист может получать положительную экономическую прибыль в длительном периоде (в отличие от совершенной конкуренции).
Цена завышается Цена завышается Объем занижается Средние издержки не достигают своего минимума Возникает «мертвый убыток»
Непостоянство эластичности спроса по цене и по доходу; Непостоянство эластичности спроса по цене и по доходу; Множественность отраслей; Ценовая дискриминация; Специфика естественных монополий.
Улучшение качества товара; Улучшение качества товара; Внедрение инноваций; Эффект масштаба; И т.п.
Разница между минимально возможным уровнем издержек в отрасли и уровнем издержек монополиста Разница между минимально возможным уровнем издержек в отрасли и уровнем издержек монополиста
разница в ценах конкурентного и неконкурентного рынков по отношению к неконкурентной цене. разница в ценах конкурентного и неконкурентного рынков по отношению к неконкурентной цене. L = Pm - Pc Pm
L = Pm - МС Pm
L = (P-MC)/P = L = (P-MC)/P = (P-АC)/P = (P-АC)Q/PQ = отношение валовой прибыли к валовому доходу
_ N L = ∑ yiLi , i=1 где yi – рыночная доля i-той фирмы, i = 1,…,N , Li - индекс Лернера для отдельной фирмы.
существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос без того, чтобы отдача от масштаба снижалась. существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос без того, чтобы отдача от масштаба снижалась.
производство отдельных продуктов вместе дешевле их производства порознь производство отдельных продуктов вместе дешевле их производства порознь
N N TC (Q) < ∑TC(qi) , i=1 где qi – объем производства i-той фирмы, i = 1,…,N Q – совокупный объем производства крупной компании, при этом Q = ∑qi .
С С LAC LMC Q
Глобальная естественная монополия; Глобальная естественная монополия; Локальная естественная монополия.
P D P D P1 E1 АС1 LMC Х E LAC MR E2 0 Q1 Q2
5. Регулирование естественной монополии: ценовые методы регулирования 5. Регулирование естественной монополии: ценовые методы регулирования
Цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным издержкам. Цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным издержкам.
пользователи платят определенную фиксированную сумму за доступ к минимальному объему блага, а далее с них взимается плата за потребление дополнительных объемов блага пользователи платят определенную фиксированную сумму за доступ к минимальному объему блага, а далее с них взимается плата за потребление дополнительных объемов блага
Повешение цен относительно предельных затрат обратнопропорционально эластичностям спроса: Повешение цен относительно предельных затрат обратнопропорционально эластичностям спроса: Pi – MCi = k Pi ei Pi - цена товара i MCi - предельные издержки производства товара i ei - эластичность спроса на товар i по его цене k – константа (подбирается так, чтобы выполнялось свойство безубыточности)
Относительно более высокие цены на продукцию в периоды пикового спроса чередуются с низкими ценами в прочие периоды
Регулируемая цена равна текущим затратам производства плюс прибыль. Исчисленная по ставке «разумной и справедливой» нормы прибыли на капитал. Регулируемая цена равна текущим затратам производства плюс прибыль. Исчисленная по ставке «разумной и справедливой» нормы прибыли на капитал. Дозволенная норма прибыли должна быть достаточна, чтобы удерживать капитал в данном применении
Прибыль естественной монополии не должна превышать нормальной прибыли на вложенный капитал. Прибыль естественной монополии не должна превышать нормальной прибыли на вложенный капитал. Регулируемая цена устанавливается на уровне пресечения LAC и кривой спроса. Государство устанавливает такой предел цены, при которой производитель возместит издержки и получит нормальную прибыль на вложенный капитал.
В конце 60 - начале 70-х годов ученые Чикагского университета Г. Демсец, Дж. Стиглер, Р. Познер предложили решение - торги за франшизу
Задача государства – облегчить появление новых фирм при повышении спроса на продукцию Задача государства – облегчить появление новых фирм при повышении спроса на продукцию
удельная цена поставки услуг (владельцем франшизы становится тот, кто предложил наименьшую цену) удельная цена поставки услуг (владельцем франшизы становится тот, кто предложил наименьшую цену) величина запрашиваемых субсидий (выигрывает тот, кто запрашивает их минимальный размер) франшиза тому предприятию, которое обязуется вносить в бюджет наибольшую сумму.
Установление стандартов, проведение проверок и т.п. Установление стандартов, проведение проверок и т.п.
Государство может не применять практику регулирования цены естественного монополиста, но регулировать норму доходности на вложенный капитал.
НО! НО! Может возникнуть эффект Аверча-Джонсона: проблема, связанная с искажением производственных пропорций
Если регулируемая цена фактора производства ниже его рыночной цены, то этот фактор будет использоваться в непропорционально большом объеме. Если регулируемая цена фактора производства ниже его рыночной цены, то этот фактор будет использоваться в непропорционально большом объеме. В данную отрасль идет слишком много ресурса, цена которого регулируется.