Социология предпринимательства Понятие предпринимательства Предпринимательство в «понимающей социологии» М.Вебера Концепция «предпринимательского духа» В.Зомбарта Концепция предпринимательства Й.Шумпетера Современные направления исследования предпринимательства
Основная литература Зарубина Н.Н. Социология хозяйственной жизни. — М.: Логос, 2006. — Глава 8. Радаев В.В. Экономическая социология. — любое издание. - Глава «Человек в роли предпринимателя». Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма – Любое издание. – Предисловие, глава 1. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека - Любое издание. Шумпетер Й. Теория экономического развития – Любое издание.
Предпринимательство - инновационная хозяйственно-организационная деятельность, основанная на частной собственности, связанная с созданием новых комбинаций факторов производства в целях получения прибыли, происходящая в условиях свободной конкуренции, сопряженная с ответственностью и риском
Основы «понимающей социологии» М.Вебера (1860-1920) Сведение действий к их «понятным мотивам», которые надсубъективны в каждой конкретной культуре и обусловлены ее ценностями и нормами «Идеальные типы» социального действия: Целерациональное Ценностнорациональное Традиционное Аффективное
«Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905) Проблема работы – духовные предпосылки генезиса капитализма на Западе, социокультурная специфика западной цивилизации Цель работы – показать, какое влияние оказала Реформация и протестантская культура на формирование мотивации современного капиталистического предпринимательства
Историческая типология капитализма Традиционный капитализм (традиционное хозяйство) – ориентирован на потребление, основывается на личном принуждении к труду, производство не отделено от домашнего хозяйства Авантюристический капитализм – ориентирован на прибыль и удовлетворение жажды наживы Современный рациональный производственный капитализм – «рациональная организация свободного труда». Ориентирован на рациональное извлечение прибыли из производства
Духовные предпосылки капиталистического предпринимательства «Мирская аскеза» как служение Богу повседневной деятельностью, особенно трудовой и профессиональной (Beruf как профессия и призвание) Суть «мирской аскезы» – рациональная деятельность по преобразованию мира («Человек- орудие Бога») Успех в мирской деятельности как свидетельство Божьего благословения Успех как предпосылка дальнейшего служения Богу Рациональное обуздание жажды наживы
Будущее капиталистического предпринимательства Господство формальной рациональности «В настоящее время дух аскезы… ушел из этой мирской оболочки. Во всяком случае, победивший капитализм не нуждается более в подобной опоре с тех пор, как он покоится на механической основе... И лишь представление о «профессиональном долге» бродит по миру, как призрак прежних религиозных идей»
«Капиталистический дух» по В.Зомбарту (по работе «Буржуа») Предприниматель-ский дух – «синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и многого другого»
Социальные роли - Предпринимательского духа: «Завоеватель» «Организатор» «Торговец»
Социальные носители Предпринима-тельского духа – Крупные феодалы Разбойники Крупные спекулянты
Историческая динамика «капиталистического духа» В момент генезиса капитализма доминирует «предпринимательский дух», постепенно уступая место «мещанскому» «Раннекапиталистический дух» - предпринимательство связано с межличностными социальными отношениями и ориентировано на них «Позднекапиталистический дух» - ориентация на прибыль и рост производства, утрата социальных связей
Социальная роль предпринимательства в концепции Й. Шумпетера («Теория экономического развития») преодоление инерционности экономической системы Сущность предпринимательства - организационные инновации в целях извлечения прибыли «созидательное разрушение» - изменение устойчивых стереотипов хозяйственной деятельности, создание новых комбинаций факторов производства в расчете на преимущество перед конкурентами
Предпринимательство по Й.Шумпетеру – социальная роль, а не групповая принадлежность предпринимательство не идентифицируется ни с какой-либо конкретной классовой, имущественной, профессиональной группой, ни с определенной общественной или экономической системой
Мотивы предпринимательской деятельности по Й. Шумпетеру Стремление к успеху и воля к победе Стремление к новизне и радость творчества Самоутверждение и самореализация в деле, жажда власти Прибыль имеет значение как выражение успеха, а не как самостоятельная цель
Современные направления исследований предпринимательства Исследования мотивации предпринимательской деятельности Позитивная мотивация Негативная («вынужденное» предпринимательство) Исследования «социального портрета» предпринимателя Исследования среды предпринимательства: взаимодействия с обществом, государством, друг с другом Исследования социальных факторов развития предпринимательства Исследования нормативной основы предпринимательской деятельности
Социально-экономические функции предпринимательства владение капиталом, основанное на частной собственности, распоряжение им в целях развития дела; ориентация хозяйственной деятельности на получение прибыли и ее последующую капитализацию комбинирование факторов производства с целью нахождения вариантов максимальной рентабельности и прибыльности; управленческая деятельность самостоятельное действие в условиях свободы выбора и ответственности несение бремени риска и неопределенности участие в свободной конкуренции инновационная функция обеспечение вертикальной мобильности
Культурные функции предпринимательства Создание условий для подъема общественного благосостояния Самореализация личности Воспроизводство предпринимательской субкультуры