Макроэкономическое равновесие Лектор – Мария Александровна Козлова
Классическая модель
Классическая модель Предпосылки классического подхода: 1. Гибкость цен Длительное перепроизводство и недопроизводство товаров невозможны. 2. Гибкость заработной платы Продолжительное существование вынужденной безработицы невозможно. 3. Гибкость процентных ставок Равновесие спроса и предложения на рынке денег.
Номинальные и реальные величины Изменение количества денег в обращении (денежной массы) приводит лишь к изменению номинальных уровней ВВП, зарплаты, уровня цен, а реальные величины не меняются.
Великая депрессия
Великая депрессия
Причины Великой депрессии Нехватка денежной массы и привязка денег к золотому запасу при росте производства вела к дефляции, снижению покупательной способности. Закон Смута-Хоули в 1930 г., вводивший высокие таможенные пошлины на импорт, что также привело к снижению покупательной способности. Крах системы маржинальных займов, приведший к банкротству 16000 банков.
Возникновение кейнсианства
Предпосылки кейнсианского подхода Не совокупное предложение определяет спрос, а совокупный спрос определяет максимально возможный уровень выпуска продукции и занятости. Заработная плата, цены и процентные ставки не обладают абсолютной гибкостью.
Предпосылки кейнсианского анализа Кейнс рассматривал экономику в краткосрочном периоде, а неоклассики – в долгосрочной перспективе. В экономике полная занятость не достигается автоматически, безработица может носить затяжной характер, поэтому требуется вмешательство государства.
Совокупный спрос Совокупный спрос – суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства (C), бизнес (I), государство (G), заграница (NX) при различном уровне цен в стране. AD = C + I + G + NX
Совокупный спрос Кривая совокупного спроса (AD)
Эффект процентной ставки
Эффект богатства
Эффект импортных закупок
Факторы совокупного спроса Сдвиг кривой АД вправо могут вызвать: Увеличение денежной массы Уменьшение налогов Инфляционные ожидания населения Увеличение государственных расходов
Совокупный спрос Кривая совокупного спроса (AD)
Совокупное предложение Совокупное предложение - объём выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране.
Совокупное предложение Кривая совокупного предложения (AS)
Совокупное предложение Кривая совокупного предложения (AS)
Совокупное предложение Кривая совокупного предложения (AS)
Совокупное предложение Кейнсианский участок: цены и зарплата не меняются состояние неполной занятости Промежуточный (нормальный кейнсианский) участок приближение к полной занятости цены и зарплаты меняются немного Классический участок: полная занятость цены и зарплата гибкие
Факторы совокупного предложения Сдвиг кривой предложения на промежуточном участке влево могут вызвать: Рост цен на факторы производства Рост цен на сырьё, материалы Усиление монопольной власти поставщиков ресурсов Усиление налогового бремени
Совокупное предложение Кривая совокупного предложения (AS)
Модель AD - AS
Общественные работы
Основной психологический закон Кейнса
Потребление и сбережение Предельная склонность к потреблению (MPC) MPC = ∆C/∆Y Предельная склонность к сбережению (MPS) MPS = ∆S/∆Y Поскольку сумма сбережения и потребления равны доходу, то: MPC + MPS = 1
Функция потребления
Функция сбережения
Кейнсианский крест
Кейнсианский крест Совокупное предложение (AS) тождественно равно реальному ВВП (У) На графике совокупное предложение отражается линией под 45° Равновесный объём ВВП – при котором совокупный спрос равен совокупному предложению (AD=AS)
Кейнсианский крест
Эффект мультипликатора
Мультипликатор Мультипликатор - отношение изменения дохода к изменению любого из компонентов автономных расходов.
Инвестиции и сбережения