Достижение макроэкономического равновесия возможно в том случае, когда устанавливается пропорциональность и сбалансированность между взаимосвязанными экономическими процессами.
Соответствие должно достигаться между следующими параметрами экономических систем: Соответствие должно достигаться между следующими параметрами экономических систем: • производством и потреблением; • совокупным спросом и совокупным предложением; • товарной массой и ее денежным эквивалентом; • сбережениями и инвестициями; • рынками труда, капитала, потребительских благ и пр.
Равновесие в национальной экономике – это сбалансированность и пропорциональность производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов в общественном масштабе.
Равновесие обозначает также устойчивость – то есть отсутствуют тенденции к изменению или существуют механизмы, восстанавливающие отклонения от равновесия. Равновесие обозначает также устойчивость – то есть отсутствуют тенденции к изменению или существуют механизмы, восстанавливающие отклонения от равновесия.
Равновесие товарного рынка обеспечивается соотношением совокупного спроса на товары и услуги (AD - aggregate demand) и совокупного предложения товаров и услуг (AS – aggregate supply) Равновесие товарного рынка обеспечивается соотношением совокупного спроса на товары и услуги (AD - aggregate demand) и совокупного предложения товаров и услуг (AS – aggregate supply)
Взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением определяется с помощью модели AD – AS, которая является исходной базовой моделью для макроэкономического равновесия. Взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением определяется с помощью модели AD – AS, которая является исходной базовой моделью для макроэкономического равновесия.
AD>AS избыточный спрос при недостатке предложения, характерен дефицит AD>AS избыточный спрос при недостатке предложения, характерен дефицит AS>AD избыточное предложение при недостаточном спросе, перепроизводство
Совокупный спрос - реальный объем ВВП, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен, или общая сумма расходов на конечные товары и услуги, произведенные в стране. Совокупный спрос - реальный объем ВВП, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен, или общая сумма расходов на конечные товары и услуги, произведенные в стране. (связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос и общим уровнем цен)
AD = C + I + G + Xn
Совокупный спрос может быть представлен как агрегированный денежный спрос на реальный валовой внутренний продукт при соответствующем уровне цен
Зависимость спроса от динамики цен можно показать с помощью уравнения количественной теории денег: Зависимость спроса от динамики цен можно показать с помощью уравнения количественной теории денег: MV = PY, отсюда Y = MV/Р , Р = MV/ Y где Р – уровень цен в экономике; Y – реальный объем дохода; М – количество денег в экономике; V – скорость обращения денег.
Кривая совокупного спроса указывает на обратную, или отрицательную, зависимость между уровнем цен и объемом национального производства. Кривая совокупного спроса указывает на обратную, или отрицательную, зависимость между уровнем цен и объемом национального производства.
Эффект процентной ставки (эффект Кейса) показывает, что при повышении уровня цен повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Эффект процентной ставки (эффект Кейса) показывает, что при повышении уровня цен повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Это, в свою очередь, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.
Процентная ставка (англ. interest rate) - это сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчете на определенный период (месяц, квартал, год). Процентная ставка (англ. interest rate) - это сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчете на определенный период (месяц, квартал, год).
2) Эффект богатства, или реальных кассовых остатков (эффект Пигу), показывает, что при более высоком уровне цен покупательная способность накопленных финансовых активов (срочных счетов или облигаций), находящихся у населения, уменьшится. 2) Эффект богатства, или реальных кассовых остатков (эффект Пигу), показывает, что при более высоком уровне цен покупательная способность накопленных финансовых активов (срочных счетов или облигаций), находящихся у населения, уменьшится.
Финансовые активы (англ. Financial assets) - часть активов компании, представляющая собой финансовые ресурсы: денежные средства и ценные бумаги. Финансовые активы (англ. Financial assets) - часть активов компании, представляющая собой финансовые ресурсы: денежные средства и ценные бумаги. Финансовые активы - включают кассовую наличность; депозиты в банках; вклады; чеки; страховые полисы; вложения в ценные бумаги и др.
3) Эффект импортных закупок или эффект обменного курса. 3) Эффект импортных закупок или эффект обменного курса. Предполагает, что при повышении уровня цен эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. И наоборот, уменьшение уровня цен способствует сокращению импорта и увеличению экспорта, тем самым увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе.
потребительские вкусы; потребительские вкусы; число покупателей; доходы потребителей, уровень благосостояния; цены на сопряженные товары; ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов; новые технологии, инновации; субсидии, льготные кредиты, налоги события в мировой политики и др.
Под совокупным предложением понимают все конечные товары и услуги, которые производятся в стране, или реальный объем производства при каждом данном уровне цен.
Кривая совокупного предложения (AS), которая отражает прямую или положительную зависимость, т.е. такую зависимость, когда более высокому уровню цен соответствует и больший объем производства. Кривая совокупного предложения (AS), которая отражает прямую или положительную зависимость, т.е. такую зависимость, когда более высокому уровню цен соответствует и больший объем производства.