Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами. Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами. Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решений, придание формы и доведения до исполнителей. По виду и направлению деятельности функции различают общие, конкретные и специальные
Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с определением целей управляемой системы, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей, и формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с определением целей управляемой системы, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей, и формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей
Желательно, чтобы цели были измеримыми Цели должны быть однозначно ориентированы во времени Цели должны быть достижимыми Цели должны быть конкретными
Анализ общей среды (PEST-анализ) Анализ общей среды (PEST-анализ) Анализ отраслевой среды Анализ конкурентов
Ограниченный рост Ограниченный рост Активный рост Сокращение (ликвидация, отсечение лишнего, сокращение и переориентация) Стратегия сочетания
Тактические планы Тактические планы Политика Процедуры Правила Бюджет
Самостоятельные документы Самостоятельные документы Стратегические ресурсы Высшее звено управления Длительный период Результаты проявляются не сразу
Организационная функция обеспечивает переход управляемой системы из существующего состояния в желаемое, планируемое. Функция организации связана с созданием необходимых условий для достижения поставленных в процессе планирования целей Организационная функция обеспечивает переход управляемой системы из существующего состояния в желаемое, планируемое. Функция организации связана с созданием необходимых условий для достижения поставленных в процессе планирования целей
«Сам сделаю лучше» «Сам сделаю лучше» Отсутствуют руководящие качества Испытывает недоверие к подчиненным Отсутствует надежная система контроля
Нежелание брать ответственность на себя Нежелание брать ответственность на себя Нежелание подвергаться наказанию Не хватает уверенности в себе Не хватает информации и ресурсов Существует реальная или воображаемая перегрузка Не хватает положительной мотивации
Функциональный Функциональный Дивизиональный Матричный Командный Сетевой
Эффективное использование ресурсов Эффективное использование ресурсов Специализация и развитие Координация внутри функции
Ограниченная номенклатура продукции Ограниченная номенклатура продукции Зрелая отрасль Стабильные внешние условия
Высокая гибкость Высокая гибкость Повышенное внимание к потребностям потребителей Четкое распределение ответственности Развитие навыков общего руководства
Динамичная внешняя среда Динамичная внешняя среда Широкая номенклатура продукции Международный охват рынков Быстро меняющиеся запросы потребителей и технологии
Гибкость, адаптивность Гибкость, адаптивность Эффективное использование ресурсов Обогащение содержания рабочих задач Кооперация между смежными функциями
Многочисленные и разнообразные требования внешней среды Многочисленные и разнообразные требования внешней среды Широкая потребность в информации Потребность в совместном использовании ресурсов
Многофункциональные команды (временные) Многофункциональные команды (временные) Постоянные команды (реинжиниринг)
Устраняет барьеры между отделами Устраняет барьеры между отделами Ускорение реакции на потребности потребителей Улучшение морального климата Сокращение числа административных уровней
Конкурентоспособ-ность на мировом уровне Конкурентоспособ-ность на мировом уровне Гибкость, высокий уровень удовлетворения от труда Сокращение числа управленческих уровней
Мотивация – функция управления, имеющая целью активизировать деятельность людей и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, определенных в планах Мотивация – функция управления, имеющая целью активизировать деятельность людей и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, определенных в планах
Содержательные теории отражают механизмы, увязывающие поведение людей с удовлетворением их потребностей Содержательные теории отражают механизмы, увязывающие поведение людей с удовлетворением их потребностей Процессуальные теории концентрируются на причинах реакции и выбора поведения людей
Рассматривает только приобретенные потребности: Рассматривает только приобретенные потребности: 1. Потребность в успехе 2. Потребность в причастности 3. Потребность во власти (личная власть и социализированная власть) Потребности не расположены иерархически Один из возможных выводов – создание сбалансированных команд
Способ управления Способ управления Политика компании Условия труда Отношения с сотрудниками, подчиненными, начальством Заработная плата Статус Безопасность
Теория ожиданий В. Врума (1964) Теория ожиданий В. Врума (1964) Теория справедливости С. Адамса (1963-65 гг.)
Желание людей получать справедливую оценку своим действиям Желание людей получать справедливую оценку своим действиям Три категории работников: Ориентированные «на прочих» Ориентированные «на систему» Ориентированные «на себя»
Контроль представляет собой процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей Контроль представляет собой процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей
1. Измерение фактического результата 1. Измерение фактического результата 2. Сравнение фактического результата со стандартом 3. Реакция системы управления на отклонения
Личное наблюдение Личное наблюдение Статистические отчеты Устные отчеты Письменные отчеты
1. Оценка информации о результатах 1. Оценка информации о результатах 2. Сопоставление результатов со стандартами (масштаб допустимых отклонений) 3. Распространение информации о результатах контроля
Ничего не предпринимать Ничего не предпринимать Устранить отклонения Пересмотреть стандарты
Предварительный контроль (человеческие, материальные, финансовые ресурсы) Предварительный контроль (человеческие, материальные, финансовые ресурсы) Текущий контроль Заключительный контроль
Точность Точность Своевременность Экономичность Гибкость Простота и понятность Осмысленные критерии Стратегическая направленность