Разработать программы пяти курсов: «Менеджмент», «Управление проектами», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг» и «Управление персоналом». разработать наполнение этих курсов
согласование одинаковых (сходных) курсов, читаемых на разных специальностях и разным категориям слушателей согласование одинаковых (сходных) курсов, читаемых на разных специальностях и разным категориям слушателей «модуляризация» курсов: принципы модуляризации, типы модулей, применение к конкретным курсам выработка требований к дистанционной подаче материала, представление курсов в форме, пригодной для дистанционного обучения «болонизация» курсов: выработка принципов согласования подходов и кредитовой оценки курсов (модулей, блоков, мейджеров и т.п.) с перспективой взаимозачетов курсов, прослушанных в разных университетах.
Разработка программы двух курсов: «Менеджмент» и «Стратегический менеджмент» согласование одинаковых (сходных) курсов, читаемых на разных специальностях и разным категориям слушателей «модуляризация» курсов: принципы модуляризации, типы модулей, применение к конкретным курсам
курс «Менеджмент» - общепрофессиональная дисциплина; представлен в учебных планах всех специальностей ИЭиУ. курс «Менеджмент» - общепрофессиональная дисциплина; представлен в учебных планах всех специальностей ИЭиУ. Курс «Стратегический менеджмент» специальная дисциплина; отдельный курс - лишь в учебном плане специальности «Менеджмент».
1
060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит – включает описания специальных дисциплин 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит – включает описания специальных дисциплин 060800 «экономист-менеджер» - отличается методическим подходом 061100 - "Менеджмент организации« направление 521500 “Менеджмент» (Бакалавреат).
изучение основного ядра предмета изучение основного ядра предмета ознакомление со специальными темами: антикризисный, стратегический, ситуационный, финансовый менеджмент, менеджмент персонала, управление рисками, антикризисное управление, управление внешнеэкономическими связями.
похожи в своей основе, но различаются методически, отражая разные научные школы разработчиков этих стандартов (ИнжЭконУниверситет, СПб и ГАУ им. Орджоникидзе, Москва, соответственно). похожи в своей основе, но различаются методически, отражая разные научные школы разработчиков этих стандартов (ИнжЭконУниверситет, СПб и ГАУ им. Орджоникидзе, Москва, соответственно).
Красным цветом общие для всех программ позиции Красным цветом общие для всех программ позиции Зеленым цветом – темы специализации
Состояние управления современной российской макро- и микроэкономикой; Состояние управления современной российской макро- и микроэкономикой; необходимость совершенствования организации управле­ния в России; особое значение антикризисного менеджмента; понятие, сущность, цели, значение, технологии, общие и специальные функции менеджмента как вида деятельности; виды менеджмента; опыт менеджмента за рубежом; возможности и пути использования его в России; цели и система управления предприятиями; построение организационных структур; организационный менеджмент; методы обоснования бизнес-планов предприятий и их мониторинг; внутрен­няя и внешняя среда предприятия; коммуникационный менеджмент; система информационных коммуникаций; стратегический менеджмент; ситуационный менеджмент; финансовый менеджмент, его роль в системе современного менеджмента; менеджмент персонала, ос­новные качества менеджера, особенности его работы; этика делового общения, управление конфликтами, психология менеджмента, кор­поративная культура и организационное поведение; система мотива­ций, контроль и контроллинг, управление рисками, антикризисное управление, особенности управления внешнеэкономическими связя­ми; пути повышения эффективности менеджмента.
Потребность и необходимость управления в дея­тельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Потребность и необходимость управления в дея­тельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Особенности российского менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте. Внеш­няя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия. Системы менеджмента: функции и организацион­ные структуры. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений. Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. Личность менеджера. Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство. Групповая динамика и разрешение кон­фликтов. Формальное и неформальное управление. Ресурсы, качество и эффективность управления. Система информационного обеспечения управления. Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента.
Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента;
стратегические и тактические планы в системе менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство: стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента.
Общая теория управления. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организацией). Концепция менеджмента. Научные школы менеджмента. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Структуры системы менеджмента. Связующие процессы в менеджменте. Человек в системе менеджмента. Роли менеджера. Управление организационными изменениями. Эффективность и качество управления.
Получаем общее для всех специальностей ядро, которое может стать основой базового модуля курса «Менеджмент» Получаем общее для всех специальностей ядро, которое может стать основой базового модуля курса «Менеджмент»
Скомпонованы в программе курса «Менеджмент», Скомпонованы в программе курса «Менеджмент», (разработка к.э.н., доц. Г.Я.Андреевой) Приведем эти темы.
Кибернетические основы управления. Понятия «объект» и «субъект» управления, «управляющее воздействие», «обратная связь», «управляемая» и «управляющая» подсистемы. Кибернетические основы управления. Понятия «объект» и «субъект» управления, «управляющее воздействие», «обратная связь», «управляемая» и «управляющая» подсистемы. Виды управления. Типы управления.
Организация как объект управления. Организация как объект управления. Организационные элементы и характеристики. Место и содержание процесса управления в организации. Особенности управленческого труда. Объекты и субъекты управления в организации. Уровни управления. Задачи и роли менеджеров. Типы менеджеров. Требования к менеджерам.
Подходы к определению сущности понятия «менеджмент». Соотношение с понятием «управление». Цели и задачи менеджмента. Взаимосвязь менеджмента с другими науками. Подходы к определению сущности понятия «менеджмент». Соотношение с понятием «управление». Цели и задачи менеджмента. Взаимосвязь менеджмента с другими науками. Виды, методы и принципы менеджмента. Характеристика объектов менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте. Инфраструктура менеджмента.
Понятие этики менеджмента. Критерии принятия этически сложных решений. Понятие этики менеджмента. Критерии принятия этически сложных решений. Факторы, определяющие этический выбор. Понятие социальной ответственности. Заинтересованные в деятельности организации группы. Оценка результатов социальной деятельности. Управление этической и социальной ответственностью организации.
Виды функций менеджмента, их взаимодействие. Виды функций менеджмента, их взаимодействие. Распределение функций по уровням управления. Цикл управления и его стадии.
Содержание, значение и типология решений в менеджменте. Содержание, значение и типология решений в менеджменте. Требования к управленческим решениям. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Подходы к принятию решений. Понятие проблемной ситуации. Формальные процедуры анализа проблемной ситуации. Этапы процесса принятия и осуществления управленческого решения. Побуждение сотрудников к участию в принятии управленческих решений.
Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования. Виды внутрифирменного планирования, их классификация: по целям; предмету; уровню; содержанию; периодам планирования. Сравнительная характеристика стратегических и тактических планов в системе менеджмента. Принципы планирования. Процесс планирования.
Организация как процесс, его содержание и назначение. Организация как процесс, его содержание и назначение. Понятие структуры управления. Элементы (звенья, связи, уровни) и характеристики (сложность, формализация, централизация, механизмы координации) организационной структуры. Факторы формирования организационных структур. Эволюция структур управления. Виды структур управления организацией. Оценка эффективности структур управления организацией.
Делегирование, полномочия, ответственность: содержание и роль в обеспечении взаимодействия в организации. Делегирование, полномочия, ответственность: содержание и роль в обеспечении взаимодействия в организации. Виды полномочий. Централизация и децентрализация задач управления. Факторы успешного делегирования.
Определение и роль мотивации в управлении. Определение и роль мотивации в управлении. Сравнительный анализ теорий мотивации. Применимость содержательных и процессуальных теорий в управлении организацией. Система мотивации персонала в организации.
Значение и содержание функций контроля и регулирования. Значение и содержание функций контроля и регулирования. Виды и формы контроля и регулирования. Процесс контроля и регулирования. Требования к организации контроля
Понятие, сущность и роль коммуникаций в менеджменте. Понятие, сущность и роль коммуникаций в менеджменте. Структура процесса коммуникаций: элементы и этапы. Типы результатов (эффект) коммуникации. Шум в процессе коммуникации. Типы коммуникационных сетей. Коммуникационные роли. Коммуникационные стили.
Понятие группы. Понятие группы. Формальные и неформальные группы. Генезис и развитие группы. Нормативное поведение в группе. Групповая сплоченность. Управление человеком и управление группой. Факторы, влияющие на эффективность работы группы.
Понятие власти. Понятие власти. Классификация видов власти. Источники власти в организации. Модель влияния руководителя на подчиненного. Способы управленческого влияния на подчиненных.
Понятие лидерства. Составляющие лидерства. Основные подходы к трактовке лидерства. Понятие лидерства. Составляющие лидерства. Основные подходы к трактовке лидерства. Лидер и менеджер, их характеристики и отличия. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера. Подходы к изучению лидерства. Теория лидерских качеств. Концепции лидерского поведения. Концепции ситуационного лидерства. Новое в теориях лидерства
Конфликт и его природа в организации. Конфликт и его природа в организации. Структура конфликта. Цикл конфликта. Приемы прерывания конфликта. Основные типы поведения в конфликтной ситуации. Уровни конфликта в организации и их источники. Практические навыки управления конфликтами различных уровней.
Способы оценки эффективности менеджмента организации. Способы оценки эффективности менеджмента организации. Признаки эффективного менеджмента. Пути повышения эффективности менеджмента в организации Способы оценки эффективности менеджмента организации. Признаки эффективного менеджмента. Способы оценки эффективности менеджмента организации. Признаки эффективного менеджмента. Пути повышения эффективности менеджмента в организации Пути повышения эффективности менеджмента в организации
Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Истоки возникновения менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Истоки возникновения менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Развитие управления в России. Современная система взглядов на менеджмент. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.
выделенное нами ядро курса «Менеджмент», общее для всех специальностей ИЭиУ полностью покрывается этой программой. выделенное нами ядро курса «Менеджмент», общее для всех специальностей ИЭиУ полностью покрывается этой программой. перечень приведенных тем в достаточной степени исчерпывает проблематику классического менеджмента в его традиционном изложении. Поэтому, на наш взгляд, именно этот перечень может быть взят в качестве устойчивого ядра курса «Менеджмент» как для всех специальностей ИЭиУ, так и для различных форм обучения – дневная, заочная, экстернат, дистанционное обучение.
для различных специальностей эти центральные части будут различаться объемом выделяемых на них часов, для различных специальностей эти центральные части будут различаться объемом выделяемых на них часов, в рамках специальности «Менеджмент» разным будет соотношение часов на лекции, практические занятия и самостоятельную работу. Общий объем курса при этом составляет 300 часов для очного обучения, 268 часов для заочного и 250 часов для бакалавреата.
Предварительное обсуждение и ознакомление с материалами наших немецких коллег позволяет выделить несколько возможных направлений движения. Предварительное обсуждение и ознакомление с материалами наших немецких коллег позволяет выделить несколько возможных направлений движения.
Большие – в пределах 250-350 часов – блоки, концентрирующие содержание одной (чаще – фундаментальной) или нескольких взаимоувязанных и взаимодополняющих (чаще – специальных) дисциплин Большие – в пределах 250-350 часов – блоки, концентрирующие содержание одной (чаще – фундаментальной) или нескольких взаимоувязанных и взаимодополняющих (чаще – специальных) дисциплин . Организационно подход удобен для приглашенных профессоров, имеющих возможность вычитать свой курс за 1-2 семестра и отбыть к следующему месту работы, привычен для европейской практики, но может создавать определенные трудности студентам, либо вынужденных 2-3 года ждать необходимого им курса, либо ехать за этим курсом в другое учебное заведение. В таком формате естественно глядятся авторские курсы, нетрадиционные подходы, рассмотрение новых, спорных вопросов.
формирование адаптированного для конкретного заказчика содержания курса из нескольких (нескольких десятков) модулей – тем. формирование адаптированного для конкретного заказчика содержания курса из нескольких (нескольких десятков) модулей – тем. В какой-то мере этот подход уже реализован в учебном плане специальности 060800 ИЭиУ. Здесь выделена базовая часть – «менеджмент I», общая для всех специализаций и переменная часть «менеджмент II», варьируемая для трех специализаций – строительства, машиностроения и транспорта. Подход обеспечивает большую взаимозаменяемость преподавателей и большие удобства для слушателей.
мы видим достаточно тесную увязку следующих друг за другом тем и практическое отсутствие тем факультативных. мы видим достаточно тесную увязку следующих друг за другом тем и практическое отсутствие тем факультативных. Таким образом, напрашивается представление курса «Менеджмент» в виде единого макромодуля полным объемом до 300 часов (для специальности «Менеджмент»), с возможностью сокращения до 100 часов (для других специальностей и специальных программ) за счет второстепенных вопросов в каждой теме.
в большой степени зависит от рекомендованной программной оболочки, поэтому вернемся к этому вопросу позже, после выбора такой оболочки.
2
в компаниях и на предприятиях современной России переживает стадию зарождения и первоначального развития. в компаниях и на предприятиях современной России переживает стадию зарождения и первоначального развития. может помочь российским менеджерам осознанно подойти к решению вопросов, определяющих ближайшие и отдаленные перспективы; гармонично увязывать перспективы с текущей деятельностью фирмы.
Курс относится к курсам специализации и его позиция в расстановке курсов специальности «Менеджмент» хорошо видна из рисунка. Курс относится к курсам специализации и его позиция в расстановке курсов специальности «Менеджмент» хорошо видна из рисунка.
Дать студентам представление о стратегическом управлении в системе менеджмента, стратегическом управлении и конкурентоспособности организации, стратегическом планировании и стратегическом менеджменте. Дать студентам представление о стратегическом управлении в системе менеджмента, стратегическом управлении и конкурентоспособности организации, стратегическом планировании и стратегическом менеджменте. Научить студентов основам стратегического анализа, в том числе: анализу внешней среды, анализу внутренней среды организации. Познакомить студентов с основами сценарного планирования. Дать представление о миссии, целях, приоритетах коммерческих, некоммерческих и государственных организаций. Познакомить студентов с разработкой корпоративной стратегии, стратегий отдельных бизнесов и их системы, а также стратегий функциональных подсистем организации. Дать представление о реализации стратегии и эффективности стратегического управления
Изучение данной дисциплины целесообразно начинать после прохождения курсов "Менеджмент”, “Финансовый менеджмент”, “Маркетинг”. Изучение данной дисциплины целесообразно начинать после прохождения курсов "Менеджмент”, “Финансовый менеджмент”, “Маркетинг”.
Для специальности 061100 "Стратегический менеджмент" отнесен к категории специальных экономических дисциплин. Изучается в 7 и 8 семестрах Общий объем курса 130 часов (85 аудиторных). Итоговая форма контроля - экзамен. Для специальности 061100 "Стратегический менеджмент" отнесен к категории специальных экономических дисциплин. Изучается в 7 и 8 семестрах Общий объем курса 130 часов (85 аудиторных). Итоговая форма контроля - экзамен. для направления 521500 "Менеджмент", квалификация - бакалавр менеджмента "Стратегический менеджмент" включен в рекомендуемые УМО специальные дисциплины направления В соответствии с учебным планом специальности 060800 «экономист-менеджер»", "Стратегический менеджмент" включен в рекомендуемые УМО специальные дисциплины направления В соответствии с учебным планом специальности 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит "Стратегический менеджмент" включен в состав общего курса менеджмента
1.1. Стратегическое управление в системе менеджмента 1.1. Стратегическое управление в системе менеджмента 1.1.1.Исходные представления. 1.1.2.Исходные определения. 1.1.3.Стратегический аспект в управлении организацией. 1.2. Стратегическое управление и конкурентоспособность организации. 1.2.1. Конкуренция в бизнесе. 1.2.2. Конкурентные преимущества. 1.2.3. Базовые конкурентные стратегии. 1.2.4. Цепь создания ценности (Value Chain). 1.2.5. Характеристики эффективной стратегии 1.3. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. 1.3.1. Первичная концепция стратегического управления. 1.3.2. Переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту 1.3.3. Изменение ментальности: вместо политики «от прошлого — к будущему» — политика «от будущего — к настоящему»
2.1. Анализ внешней среды 2.1. Анализ внешней среды 2.1.1. SWOT-анализ 2.1.2. PEST-анализ 2.1.3. Многофакторный системный анализ. 2.2. Анализ внутренней среды организации 2.2.1. Значение стратегического анализа внутренней среды 2.2.2. SNW-подход к анализу внутренних ресурсов. 2.2.3. Модель стратегического состояния организации (стратегический куб) 2.3. Сценарное планирование. 2.3.1. Первичное представление. 2.3.3. Восемь шагов методики. 2.4. Миссия, цели, приоритеты 2.4.1. Определение миссии 2.4.2. Цели организации 2.4.3. Стратегические целевые приоритеты
3.1. Продуктово-маркетинговая стратегия 3.1. Продуктово-маркетинговая стратегия 3.1.1. Базовые конкурентные стратегии 3.2. Разработка стратегий отдельных бизнесов и их системы 3.2.1. Стратегия организации — система бизнес-стратегий 3.2.2. Бизнес-стратегия: типовые варианты и ситуации 3.2.3. Классификация стратегий по функциональным направлениям деятельности. 3.2.3. Система бизнес-стратегий: типовые модели 3.2.4. Стратегия системы бизнесов и стратегическая синергия 3.3. Разработка стратегий функциональных подсистем 3.3.1. Производственная стратегия 3.3.2. Стратегия управления персоналом 3.3.3. Финансовая стратегия. 3.3.4. Многообразие функциональных стратегий 3.4. Теория ресурсной базы 3.5. Стержневые компетенции. 3.6. Органичное развитие корпоративной стратегии. 3.6.1. Полифония стратегии организации. 3.6.2. Разумная достаточность стратегии 3.6.3. Пирамида разработки стратегии.
4.1. От выполнения долгосрочного плана — к реализации стратегии 4.1. От выполнения долгосрочного плана — к реализации стратегии 4.1.1 Существенные отличия 4.1.2. Основные этапы цикла реализации 4.2. Стратегические изменения 4.2.1. Система стратегических изменений 4.2.2. Лидирующие стратегические изменения. 4.2.3. Органичность стратегических изменений. 4.3. Управление процессом реализации стратегических изменений 4.3.1. Концептуальные подходы. 4.3.2. Реализация стратегии и получение информации. 4.3.3. Программа конкретных действий
5.1. Эффективность стратегического менеджмента 5.1. Эффективность стратегического менеджмента 5.1.1 Сущность стратегической эффективности. 5.1.2. Стратегическая рефлексия 5.2. Стратегический контролинг 5.2.1. Функции стратегического контролинга. 5.2.2. Стратегический и тактический контролинг. 5.3. От стратегии к программе развития организации 5.3.1. Схемы перехода. 5.3.2. Стратегические указания. 5.4. Конкуренция за будущее как новая парадигма стратегии 5.4.1. Конкуренция за будущее: стратегический фактор. 5.4.2. Новая парадигма стратегии. 5.5. Как поставить стратегический менеджмент 5.5.2. Задачи и функции подразделения стратегического развития.
Принадлежность к блоку специализации, следовательно гораздо большая гибкость, как по содержанию, так и по объему в зависимости от конкретной специализации. Принадлежность к блоку специализации, следовательно гораздо большая гибкость, как по содержанию, так и по объему в зависимости от конкретной специализации. Гораздо больший разброс подходов к дисциплине, как в ее понимании, так и в оценке ее необходимости. Меньший объем Необходимость увязки с другими специальными дисциплинами (в нашем случае Финансовый менеджмент, Исследование систем управления, Теория организации, Организационное поведение, Стратегический менеджмент, Управление качеством, Разработка управленческого решения, Информационные технологии управления, Инновационный менеджмент, Управление персоналом ).
Вопросы модуляризации здесь будут решаться по-другому: Вопросы модуляризации здесь будут решаться по-другому: ряд подтем (теория ресурсной базы, сценарное планирование и др.) могут быть как включены, так и выключены из рассмотрения, что позволяет варьировать объемом курса в более широких пределах. сам курс может быть включен как составная часть вместе с другими курсами в некоторый общий модуль специализации.
Благодарю за внимание Благодарю за внимание