Часть 1. Организационная культура Часть 1. Организационная культура Часть 2. Круглый стол - технология
Основные определения, подходы, классификации, спорные вопросы Основные определения, подходы, классификации, спорные вопросы
Культура - (от лат. Culture - возделывание, воспитание) рассматривается разными авторами как: Культура - (от лат. Culture - возделывание, воспитание) рассматривается разными авторами как: исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном месте, времени или ситуации; сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном месте, времени или ситуации; отличительная особенность человеческих групп, состоящая из явных и неявных паттернов поведения.
Человеческая культура в целом рассматривается как комплекс систем ценностей, норм, знаний и символов, которые регулируют жизнедеятельность той или иной социальной общности. Этот комплекс состоит из отдельных подсистем. Человеческая культура в целом рассматривается как комплекс систем ценностей, норм, знаний и символов, которые регулируют жизнедеятельность той или иной социальной общности. Этот комплекс состоит из отдельных подсистем.
Культура в широком смысле включает в себя: Культура в широком смысле включает в себя: предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и этического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). В более узком смысле – сфера духовной жизни людей.
Организационная культура Организационная культура это культура, выражающая себя в системе отношений сложившейся в данной организации. это моральные, социальные и поведенческие нормы, действующие в организации, основанные на убеждениях, установках и приоритетах ее членов.
это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной организации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющейся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной организации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющейся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды
Феноменологическая - рассматривает организационную культуру как выражение самой сути организации, как то, чем она является по существу. Феноменологическая - рассматривает организационную культуру как выражение самой сути организации, как то, чем она является по существу. Культура – это то, чем организация является. С этой позиции организация понимается и анализируется как открытая, саморазвивающаяся система, описываемая в терминах экспрессивных, мыслительных или символических аспектов.
Рационально-прагматическая - формирование организационной культуры преимущественно зависит от процессов, происходящих внутри организации. Рационально-прагматическая - формирование организационной культуры преимущественно зависит от процессов, происходящих внутри организации. Культура рассматривается как одна из организационных подсистем, выполняющая функции адаптации организации к окружающей среде и идентификации ее сотрудников.
Рационально-прагматическая -. Рационально-прагматическая -. Культура рассматривается как набор приемов и правил решения проблем, внешней адаптации и внутренней интеграции, работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность. (Т.е. социальная технология)
Психолого-метафорическая – рассматривает культуру как особое проявление коллективной психики организации. Психолого-метафорическая – рассматривает культуру как особое проявление коллективной психики организации. Как целостная система, интегрирующая в себе все элементы организации, выполняющая роль «связующего звена» для любого предприятия, превращая его из набора функций и подразделений в живой организм. (Т.е. душа организации)
Психолого-метафорическая Психолого-метафорическая Культура как метафора, образная характеристика организации (наряду с давно существующими сравнениями организации с механизмом и организмом). Культура является ещё одним способом постижения организационной реальности. Культура – набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. (Т.е. мировоззрение, массовое сознание организации)
Основные классификации: Основные классификации: По объекту (что приоритетно) По субъекту (кто определяет) По направленности (на что) По времени (когда) По функции (для чего) Смешанные
Спорные моменты: Спорные моменты: Материальность/идеальность Уровневость Состав Управляемость Эффективность
КРУГЛЫЙ СТОЛ КРУГЛЫЙ СТОЛ форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке, первоначально — сидя за столом, имеющим круглую форму. Представление о круглом столе как символе равенства и благородства восходит к легендам о рыцарях Круглого стола.
способ организации совместной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи (любой); способ организации совместной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи (любой); технология, позволяющая, используя систему логически обоснованных доводов, воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения.
позволяет: позволяет: сопоставляя противоположные позиции, дать возможность участникам увидеть проблему с разных сторон; уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции партнеров; выработать групповое решение и т.д.
Участники круглого стола: Участники круглого стола: Модератор от лат. Moderare – смягчение, сдерживание Функции: организация, регуляция, фасилитация, подведение итогов.
Спикеры – выступающие по теме. Спикеры – выступающие по теме. Могут быть спонтанными Могут быть подготовленными.
Возможны дополнительные участники и зрители. Возможны дополнительные участники и зрители.
Этапы проведения Этапы проведения Подготовительный Дискуссионный Аналитический
Дискуссионный этап включает: Дискуссионный этап включает: Контакт Постановку проблемы Обсуждение Подведение итогов Завершение
Базовые процессы: Базовые процессы: Вербализация Визуализация Презентация Обратная связь