1.1 Основы создания и функционирования информационной системы. 1.1 Основы создания и функционирования информационной системы. Информационная система (ИС) – коммуникационная система по сбору, передаче и обработке информации об объекте, снабжающая работников различного ранга информацией для реализации функций управления. Компоненты системы: Структура системы – множество элементов системы и и взаимосвязи между ними. Функция каждого элемента. Цели и ограничения системы и ее компонентов. Вход и выход каждого элемента системы. Свойства системы: Делимость – представляет систему в виде самостоятельных частей, каждая из которых может рассматриваться как система. Целостность – указывает на согласование целей функционирования всей системы с целями функций ее подсистем и элементов.
Компоненты ИС: Функциональная часть – ряд подсистем, которые зависят от особенностей той или иной ИС. Эти подсистемы разделяют по определенному признаку (функциональному или структурному) и объединяют соответствующие комплексы задач управления. Обеспечивающая част ИС – состоит из информационной, программной, математической, технической, правовой, лингвистической, эргономической и метрологической частей. Потребительские свойства ИС: Функциональная полнота – система должна обеспечивать получение любой необходимой пользователю информации на некотором заданном интервале времени. Временная обеспеченность – возможность получения нужной информации в требуемое время. Функциональная надежность – получение безошибочной информации в заданные сроки. Эффективность – система должна приносить пользу. Адаптивность – она должна приспосабливаться к частично изменившимся условиям объекта и обеспечивать устойчивое функционирование на большом интервале времени. Иерархичность – возможность быть составной частью системы более высокого уровня.
Характерные особенности современных крупных проектов ИС: Характерные особенности современных крупных проектов ИС: Сложность описания, достаточно большое кол-во процессов, функций, элементов данных и сложные взаимосвязи между ними. Наличие совокупности тесно взаимодействующих компонентов, имеющих локальные задачи и цели функционирования. Отсутствие полных аналогов. Необходимость интеграции существующих и вновь разрабатываемых приложений. Функционирование в неоднородной среде на нескольких аппаратных платформах. Разобщенность и разнородность отдельных групп разработчиков по уровню квалификации и сложившимся традициям использования тех или иных инструментальных средств. Значительная временная протяженность проекта.
Проблемы, с которыми сталкивается системный аналитик: Сложность получения исчерпывающая информации для оценки требований к системе с точки зрения заказчика. Нехватка достаточной информации у заказчика о проблеме обработки данных. Чрезмерное кол-во подробных сведений о предметной области и о новой системе у аналитика. Непонимание спецификации системы из-за объема технических терминов заказчиком.
Основополагающие принципы создания ИС: Основополагающие принципы создания ИС: Принцип системности позволяет подойти к объекту как к единому целому; выявить многообразные типы связей между элементами; установит направление производственно-хозяйственной деятельности системы и реализуемые ею функции. Подход предполагает проведение микро- и макроанализа. Принцип развития – ИС создается с учетом возможности постоянного пополнения и обновления системы и видов ее обеспечений. Принцип комплексности, обеспечение ИС связностью проектирования отдельных элементов и всего объекта в целом на всех стадиях. Принцип совместимости обеспечивает взаимодействия ИС различных видов, уровней в процессе их совместного функционирования. Принцип стандартизации и унификации предполагает применение типовых, унифицированных и стандартизированных элементов функционирования ИС. Принцип эффективности заключается в достижении рационального соотношения между затратами на создание ИС и целевым эффектом. Принцип первого руководителя предполагает закрепление ответственности при создании системы за лицом отвечающим за ввод в действие и функционирование ИС. Принцип новых задач - поиск постоянных расширений возможностей системы. Принцип автоматизации информационных потоков и документооборота - комплексное использование технических средств на всех стадиях прохождения информации. Принцип автоматизации проектирования имеет целью повысить эффективность самого процесса проектирования и создания ИС на всех уровнях деятельности.
Организационно-технологические принципы: Принцип абстрагирования. Принцип формализации. Принцип концептуальной общности. Принцип непротиворечивости и полноты. Принцип независимости данных. Принцип структурирования данных. Принцип доступа конечного пользователя.
1.2 Общая схема проектирования ИС. 1.2 Общая схема проектирования ИС. Основные принципы создания ИС: Управленческие (п 1.1). Технические – комплексное использование вычислительной техники и программных средств, создание единой информационной базы системы, организация непосредственного общения пользователя с системой. Организационные принцип – координация деятельности всех специалистов-разработчиков, достигаемая путем назначения специалиста по информационному обеспечению (ИО). Подходы к проектированию ИО: Дедуктивный. Индуктивный. Общая схема проектирования ИО: Анализ, определение всех типов решений, для принятия которых необходима информация. Анализ и определение типа информации, которая требуется для принятия каждого решения. Агрегирование решений. Решения по которым требуется одна и та же информация, необходимо сгруппировать в одну задачу управления. Проектирование процесса обработки информации. Разработка реальной системы для сбора, передачи, хранения и модификации информации. Создание и воплощение системы, цель которой оценивать выдаваемую информацию и распознавать ошибки.
1.2.1 Структура процесса проектирования ИС: 1.2.1 Структура процесса проектирования ИС: Подходы к проектированию и сопровождению ИС: Структурный подход требует синтезировать варианты системы из компонентов и оценивать варианты при их частичном переборе с предварительным прогнозированием характеристик компонентов. Блочно-иерархический подход использует идеи декомпозиции сложных описаний объектов и соответственно средств их создания на иерархические уровни и аспекты, вводит понятия стиля проектирования (восходящий и нисходящий), устанавливает связь между параметрами соседних иерархических уровней. Составные части процесса создания ИС: Иерархическая структура системы; организация их проектирования Анализ и моделирование систем – задачи моделирования: создание моделей сложных систем, анализ свойств систем на основе анализа их моделей. Синтез и оптимизация систем – задачи синтеза: синтез структуры проектируемых систем (структурный синтез), выбор численных значений параметров элементов системы (параметрический синтез).
Аспекты представлений о проектируемых объектах: Аспекты представлений о проектируемых объектах: Аспект описания (страта) – описание системы или ее частей с некоторой оговоренной точки зрения, определяемой функциональными, физическими или иного типа отношениями между свойствами и элементами. Функциональное описание относят к функциям системы и чаще всего представляют его функциональными схемами. Информационное описание – основные понятия предметной области, словесное пояснение или числовые значения характеристик объектов, описание связей между этими понятиями и характеристиками. Структурное описание характеризует составные части системы и их межсоединяния. Процессное описание характеризует процессы функционирования (алгоритмы) и (или) технологические процессы создания системы. Так же выделяют такие аспекты проектирования систем: Функциональный - разработка принципов действия структурных, функциональных, принципиальных схем. Конструкторский - определение форм и пространственного расположения изделий. Алгоритмический – разработка алгоритмов и программного обеспечения. Технологический – разработка технологических процессов.
1.2.2 Стадии проектирования ИС. 1.2.2 Стадии проектирования ИС. В соответствии с ГОСТ 34.201 можно выделить следующие стадии проектирования автоматизированной информационной системы (АИС): Предпроектная стадия включает в себя предпроектное обследование и разработку технического задания на АИС. Описание целей и задач ИС, выработка общих требований к ее созданию, разработка программ проведения обследования. Этап проектирования связан с разработкой технического и рабочего проектов. Для решения задач ИО анализируются потоки информации, системы классификации и кодирования, формы документации, а так же исследуются СУБД. Создание необходимого программного обеспечения, подготовка на машинных носителях нормативно справочной и производственной информации для первичной загрузки базы, выпуск рабочей документации. Этап внедрения системы включает реализацию основных мероприятий по внедрению, подбор и обучение персонала, подготовку помещений и технических средств.
Стадии проектирования ИО: Стадии проектирования ИО: Стадия концептуального проектирования, построение информационной модели предприятия, которая отражает реальные процессы формирования информационных массивов, передачи, преобразования данных, прохождение информационных потоков. Организационная стадия, разработка план-схемы всех операций с указанием стоимости каждого этапа, сроков выполнения, ответственных лиц и результатов. Методы изучения информационных потребностей и запросов: Анализ управленческой документации и документооборота применительно к каждому уровню управления и рабочему месту специалиста. Нормативно-справочные виды документов, должностные инструкции, положения о деятельности подразделений дают возможность выяснить и оценить уровень ИО. Проведение социологического исследования среди потенциальных пользователей системы ИО. Анализ существующих информационных связей. Построение дерева целей. Формулировка генеральной цели и ее дальнейшая декомпозиция до тех пор, пока не будут выявлены решаемые будущими пользователями задачи.
Для создания БД необходимо: Для создания БД необходимо: Определить объем и характер информации. Классифицировать ее массив. Определить структуру БД. Выбрать вид носителей информации, систему поисковых признаков. Разработать типовые процедуры формирования основных документов и показателей. Порядок корректировки и пополнения БД. Для постановки и решения многих задач в управлении используется информация, представленная в нескольких массивах. Анализ информационных массивов осуществляется в два этапа: обследование; построение и анализ информационной модели организации. При анализе информационных потоков нужно учитывать движение информации в следующих направлениях: по вертикали и горизонтальное направление. В целях более полного анализа документацию можно поделить на нормативно-справочную (постоянную) и оперативную (переменную).
Методы моделирования информационных связей: Методы моделирования информационных связей: Матричное моделирование – таблица, отражающая взаимосвязи анализируемых данных, документов подразделений организации, формирующих и получающих информацию. Метод формального описания информационных потоков – граф, вершинам которого соответствуют источники информации и ее потребители, а дугам – информационные потоки.
1.2.3 Документирование процесса проектирования ИС. 1.2.3 Документирование процесса проектирования ИС. Типы документации, формируемые в процессе создания ИС: Предпроектная документация включает технико-экономическое обоснование и техническое задание. Проектно-сметная документация содержит краткое описание проекта; описание комплекса технических средств; план мероприятий по подготовке объекта к внедрению; описание структуры системы.
1.3 Понятие консалтинга в области ИТ. 1.3 Понятие консалтинга в области ИТ. Консалтинг – деятельность специалиста или фирмы, занимающихся стратегическим планированием проекта, анализом и формализацией требований к системе, созданием системного проекта. Бизнес-консалтинг. Бизнес-анализ и реструктуризация (реинжиниринг бизнес процессов). Системный анализ и проектирование. Выявление и согласование требований заказчика, последующее за тем проектирование или выбор готовой системы. Так же важным элементом консалтинга является формирование рабочих групп.
Основные этапы разработки консалтинговых проектов: Основные этапы разработки консалтинговых проектов: Анализ первичных требований и планирование работ. Проведение обследования деятельности предприятия. Построение моделей деятельности предприятия. Определение существующей модели функционирования предприятия и модели сформированной в соответствии с новыми требованиями, выявленными на предыдущих стадиях, переход от первой модели о второй по средствам реинжиниринга. Разработка системного проекта. Первая фаза разработки собственно системы автоматизации, на которой требования заказчика уточняются, формализуются и документируются. Разработка предложения по автоматизации. Разработка технического проекта. На основе системного проекта и принятых решений по автоматизации осуществляется проектирование системы. Разработка новой системы или настройка существующей. Программирование модулей, их тестирование и отладка.
1.4 CASE-технологии – методологическая и инструментальная база консалтинга. 1.4 CASE-технологии – методологическая и инструментальная база консалтинга. CASE-технология представляет собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем программного обеспечения. CASE – это инструментарий для системных аналитиков, разработчиков и программистов, который позволяет описывает бизнес-процессы на компьютере, используя полученные схемы при разработке или настройке системы. Большинство CASE-средств основано на парадигме методология – метод – нотация – средство. Методология определяет руководящие указания для оценки и выбора разрабатываемого ПО, шаги работы и их последовательность, правила распределения и назначения методов. Метод – систематическая процедура или техника генерации описаний компонентов ПО. Нотации предназначены для описания структуры системы элементов данных, этапов обработки и включают графы, диаграммы, таблицы, блок-схемы, формальные и естественные языки. Средства – инструментарий для поддержки и усиления методов.