Аутсорсинг бизнес процессов - путь повышения эффективности HR службы Сергей СапельниковВице-президент«Квазар-Микро»
Определение аутсорсинга Аутсорсинг – передача на эффективное управление внешней компании части бизнес-процессовВнешний подрядчик берет на себя выполнение, администрирование и управление переданными ему бизнес процессами на основе ясно прописанных и измеряемых показателей эффективностиАутсорсинг процессов, имеющих большую ИТ-составляющую может давать более быстрый и лучший результатТипичными процессами для мировой практики аутсорсинга являются:Администрирование (HR, финансы и бухгалтерия, отслеживание платежей);Управление поставками (управление материальными запасами, закупки, управление складами, дистрибуция и логистика);Управление сбытом (привлечение и удержание заказчиков, расширение клиентской базы); Управление ИТ-инфраструктурой
Мировые тенденции (некоторые факты) 25% западноевропейских компаний уже имеют опыт или собираются отдать на аутсорсинг функции финансов, бухгалтерии, HR или закупок (Gartner, 2005)Растет доля оффшорного аутсорсинга (ИТ)Интерес к аутсорсингу выше в крупных компаниях (более 5000 сотрудников) Основной мотив начала аутсорсингового проекта – слишком высокие транзакционные издержки; основной сдерживающий фактор – опасение потерять контроль над процессомНаиболее часто выносится на аутсорсинг:В финансах и бухгалтерии: Accounts payableВ HR: расчет и начисление заработной платыПри выборе партнера по аутсорсингу наиболее важными являются такие факторы, как уровень работы с клиентом, финансовая стабильность, глубокое понимание выносимого на аутсорсинг процесса и знание отраслевой специфики. 54% американский компаний, пользующихся аутсорсингом, включают формализованные показатели эффективности в схему своей работы с поставщиком аутсорсинговых услугОсновные заказчики услуг аутсорсинга: финансовые организации, правительство, телекоммуникации и промышленные предприятия
Объем мирового рынка аутсорсинга бизнес-процессов Мировой рынок аренды бизнес-приложений вырастет с $36.4 млрд. в 2004 г. до $49.9 млрд. в 2009 г. (Gartner) К 2009 году мировой объем рынка аутсорсинга бизнес-процессов составит 172 млрд. долл.
Крупнейшие аутсорсинговые сделки 2005 года
Мотивы и опасения применения аутсорсинга Компании в мире наиболее часто обращаются к аутсорсингу для: Снижения затратОптимизации бизнес-процессов, повышение их качества Освобождения ресурсов для фокусирования на ключевых для компании компетенциях и видах деятельностиВозможности количественной оценки эффективности бизнес-процессовСдерживающими факторами в России являются:Начальная стадия развития рынкаНемногочисленность успешных примеровОбщий уровень развития менеджментаКорпоративная культура
Что можно отдать на аутсорсинг? Высокая Достигаемая эффективность Низкая Значимость для бизнеса Высокая
BPO - cтратегия перехода
Центр аутсорсинга: Предоставляемые услуги Ввод данных:Ввод первичных документов, таких как бухгалтерские накладные, счета, и т.д. в информационные системы. Экономия за счёт: переноса функции ввода первичных документов в ЦА, находящемся в регионе с низкими издержкамисокращения абсолютного числа сотрудниковКадровый учёт и расчёт заработной платы:Использование автоматизированных систем для стандартизации, повышения прозрачности и эффективности ведения кадрового учёта и начисления заработной платыЭкономия за счёт:сокращения абсолютного числа сотрудников занимающихся HRASP (Аренда бизнес приложений)Предоставление компаниям, которые не имеют собственных информационных систем управления, возможности их использования как альтернатива дорогостоящему самостоятельному внедрению и обслуживаниюЭкономия за счёт:стандартизациилицензий на ПО и сопровождения Экономия достигается за счёт сокращения штата, переноса функций в регионы, но самое главное – повышается управляемость и концентрация на ключевых бизнес-процессах
Примеры из практики Пример I: Аутсорсинг функции расчёта заработной платы и учёта рабочего времени для крупной телекоммуникационной компанииЗадача: снижение затрат на расчет заработной платыРешение: Автоматизация работы табельщиковПроведение расчётов в ЦАРезультат:Сокращение затрат на $500 тыс. в годСокращение количества персоналаПример II: Аутсорсинг функции ввода первичных документов для крупной страховой компанииЗадача: снижение затрат на ручной ввод информацииРешение: Автоматизация ввода бумажных формПовышение производительности на 50%-100%Результат:Сокращение затрат и количества персонала Прямые экономические и управленческие выгоды
Выгоды для российских компаний Снизить затраты на выполнение бизнес-процессов за счет централизации и автоматизации болееСократить количество персоналаСконцентрироваться на выполнении основных бизнес-задачОбеспечить прозрачность бизнес-процессов используя единую контрольную средуПовысить качество за счет специализации на предоставлении данных видов услугИспользовать единые стандарты и методикиПовысить капитализацию компании, за счет приближения базовых показателей